Такси: Дёшево, но опасно

Такси: Дёшево, но опасно

Резонансные аварии случаются в Санкт-Петербурге и Москве несколько раз в год, они, как правило, вызывают шквал агрессивных комментариев в адрес водителей, особенно, если водитель оказывается уроженцем республик Средней Азии и Северного Кавказа, но через какое-то время про ДТП забывают, агрегаторами продолжают пользоваться, потому что дешево, а жертвы остаются один на один с травмами или судами.В прошлом году серьезная авария с участием Яндекс-такси произошла в Москве во время ЧМ по футболу — таксист — уроженец Киргизии, не спавший до этого двое суток, отключился в пробке на Ильинке — в результате непроизвольно нажал ногой на газ и въехал в пешеходов.Травмы получили семь человек, среди них трое мексиканцев — «Яндекс» пообещал компенсации пострадавшим на лечение. Конфликт быстренько замяли — он как-то не укладывался в историю всеобщего футбольного веселья. Что с пострадавшими и с компенсациями, осталось за кадром.Последняя авария с Яндекс-такси в Санкт-Петербурге произошла в 4 часа утра на пустынной набережной Обводного канала. Водитель — уроженец Узбекистана, работавший в такси даже без водительского удостоверения, мчался на высокой скорости, и, видя поворачивающий налево по широкой дуге контейнеровоз, не притормозил, решив, что проскочит. Не проскочил — видимо, не хватило водительского опыта, чтобы предугадать габариты машины и вынос поворачивающего тягача.В результате правый бок его Skoda Rapid вместе с двумя пассажирами буквально разрезало краем выступающей балки грузовика. Видео с камеры наружного наблюдения попало в соцсети и быстро разошлось по пабликам, вызвав бурные обсуждения диванных экспертов в комментариях.Подробности аварии, которые стали известны позже, шокировали еще больше — оказалось, что за рулем находился не сам водитель такси, закрепленный за этой машиной, а другой человек. После ДТП 23-летний виновник аварии пытался сбежать, но его задержали.Водитель тягача тоже не без греха — был немного пьян — понимая, что по факту, в трагедии он не виноват, он скрылся с места ДТП — теперь ему грозит уголовное дело и реальный срок за оставление места аварии.Выжившая 19-летняя девушка находится в реанимации. У нее открытая черепно-мозговая травма, ушиб головного мозга, открытый переломом свода черепа, перелом основания черепа.В «Яндекс. Такси» отреагировали на трагедию спокойно, сообщив, что виновник трагедии — некий безымянный таксопарк, его в наказание отключили от системы, а пострадавшим выплатят компенсации в 2 млн руб.. Речь идет о страховании жизни пассажиров перевозчиками — эти деньги выплатит семьям погибших страховая компания.На уточняющие вопросы о том, в каком таксопарке работал водитель, как его зовут, пресс-служба «Яндекс. Такси» не отвечает. Поэтому мы обратились к другим участникам рынка — водителям такси, работающим в этой сфере свыше 15 лет и попросили их рассказать, какие процессы сейчас происходят на рынке перевозчиков.Профессия таксиста обесценилась «Все агрегаторы, которые работают на рынке РФ — они никакого отношения к такси не имеют. Они говорят: мы предоставляем вам возможность заказать через нас машину такси, но то, что там будет сидеть водитель такси — профессионал — они этого не говорят никогда, — говорит Дмитрий Жидков, председатель профсоюза независимого такси в Санкт-Петербурге. — У них нет ни разрешения на работу, ни лицензии, — просто бизнес зарабатывает на этих людях деньги. Ни о какой безопасности, ответственности речи не идет. Посмотрите отчетность Яндекса за прошлый год — на 400% прибыль „Яндекс. Такси“ увеличилась. За счет людей, которые гибнут на дорогах».Руслан Харасов, автор Youtube-канала «Союз таксистов», считает, что причиной роста числа аварий с машинами такси стал отток профессионалов из сферы. Связано это с упавшими тарифами, а вместе с ними и заработками таксистов.«На безопасность влияет как ни странно цена за проезд. Когда водительский доход будет адекватным, тогда профессионалы вернутся в профессию. Все профессионалы ушли либо в дальнобойщики, либо в автобусные перевозки, либо в свыше высокий класс — бизнес, вип, комфорт плюс. А аварии случаются в основном в классе эконом. И, как правило, это агрегаторы, — говорит Руслан Харасов. — Сам принцип работы агрегатора неплохой, но когда он начал устанавливать цены в борьбе за пассажира, роняя ценник ниже некуда, — тогда-то профессионалы и начали уходить из этой сферы».Когда не было агрегаторов, водителей нанимали на работу таксомоторные парки. Они же и формировали тариф, контролировали водителя, работали с путевыми листами, следили за машинами. Таких таксомоторных парков в Санкт-Петербурге остались считанные единицы. Рынок захватили крупные агрегаторы — Везет, Uber, Yandex. Последние в прошлом году объединились. Идет разговор о слиянии с такси «Везет».«У таксопарков цены чуть выше, чем у агрегаторов, но там есть некая ответственность — пассажир платит за свою безопасность — водителя нанимают на работу, у него есть должностные инструкции», — говорит Руслан. — Когда в 2005 году я устраивался работать в такси, то процедура была такая — до всяких тестов давали бумагу, с которой ты шел в полк ГИБДД, где меня проверяли на штрафы и лишения и ставили отметку. Только после этого с тобой начинают разговаривать, проверять документы. Затем выходишь на площадку, садишься в машину с бригадиром и ездишь на линии, она называет адреса и смотрит, как ты ориентируешься в городе и как ты водишь. Только после этого оформляют на работу. При этом каждый день сдача и выдача путевых листов, ежедневный осмотр машины механиком, меняется сезон — проверяют резину. Сейчас никто это не проверяет!Сейчас я могу, условно говоря, на автомобиле без документов, с левыми правами, на лысой резине заниматься перевозками и если произойдет что-то экстраординарное — не дай бог будет авария — вина будет на мне и отвечать буду только я. Зато у агрегаторов тариф низкий — пассажиру нравится".Агрегатор — такси или не такси?Возвращаясь к недавней трагедии на набережной Обводного канала Руслан Харасов считает, что «Яндекс-такси» говорит неправду, заявляя, что за рулем был не их водитель, и что отвечает за все некий таксопарк. «Яндекс открестился, но это полная ложь. Водитель имел доступ к приложению, к заказу, а значит это их водитель. Да, он у них официально не устроен, но он работал у них на брендированной машине и он принял заказ. Второе нарушение — водитель был без разрешения на таксомоторную деятельность. Как Яндекс допустил это, если автомобиль брендирован? Этот автомобиль уже давно работал в такси — у него страховой полис „без ограничений“, такой полис приобретается на парковые автомобили, в которых постоянно меняются водители».По словам Руслана, ситуация, когда машина числится за одним, а ездит — другой, когда права у водителя либо отсутствуют, либо просрочены, либо водитель вообще был их лишен, но работает в такси — распространенная для тех водителей, которые устраиваются через системы агрегаторов. Это связано с отсутствием каких-либо требований, предъявляемых к таксистам. Все, что от них нужно — наличие трехлетнего стажа вождения — по документам. Водил ли ты все эти три года — никто не проверяет. Данные водительского удостоверения необходимо отправить в компанию по почте или WhatsApp.«Я разговаривал с руководством Яндекса, — говорит Руслан. — И они сами неоднократно заявляли — они проверяют водителя только в момент регистрации. А то, что он потом мог быть лишен прав за пьянку, за грубое нарушение, — это уже никто не проверяет — у них и возможности такой нет, потому что сделать это может только сотрудник МВД, а взаимодействия с ними у агрегатора нет».В случае, который произошел на Обводном, по мнению Руслана Харасова обвинят скорее всего водителя, который управлял автомобилем. А агрегатор снова выйдет из воды сухим.«И это будет постоянно так, если не будут внесены изменения в законодательство, которые пропишут ответственность агрегатора за водителя», — считает Руслан.Легкий доступ к профессииПо мнению экспертов, сама профессия водителя такси обесценилась, благодаря легкому доступу к ней непрофессионалов.«Все, у кого есть права, кого вчера уволили, а кредит платить надо, или семью кормить надо — спокойно садятся за руль и начинают работать. Квалификация водителей — низкая» , — говорит Руслан.«Я позвонила в Яндекс-такси, когда после декрета искала работу. Скинула им в месенджер номер прав и все, на следующий день они пригласили меня в гараж», — рассказывает Алена, водитель Яндекс-такси.По ее словам, водители-иностранцы, пользующиеся тем же приложением, часто сначала оформляют машину на себя, а потом передают ее другим.Дмитрий Жидков, председатель независимого профсоюза водителей такси в Санкт-Петербурге рассказывает случай: «Получаю заказ — девушка 23 года. Мы разговорились, и я понимаю, что она едет устраиваться в «Трезвый водитель».Я спрашиваю: что привело тебя в нашу сферу деятельности? А она отвечает: вы понимаете, я решила машину брать в кредит, а за рулем ни дня не сидела — решила пойти поработать и подучиться?! Вы понимаете, какие водители могут вас возить?", — обращается он к сообществу пассажиров.По словам Жидкова в июле он участвовал вместе с прокуратурой в рейде на Московском проспекте — останавливали только такси. «Из 400 машин, только около 50−60 были без грубых нарушений. Мелочи мы не рассматривали — только нарушения на лишение прав. Порядка 40 человек — вообще без прав. И это не узбеки! Одного такого пробивают по компьютеру — а у него машина вся разрисована в такси — россиянин, прав нет.«Родной, как ты работаешь в такси — тебе права никогда не выдавались?!», а он отвечает: «Ну я же ездить умею!».И это повсеместно. Водителей никто не контролирует в принципе. Вы можете удаленно сесть и подключиться к любому агрегатору, не показывая ни машину, ни свое лицо, назваться другим именем, продиктовать мифические права, или права мамы, папы, бабушки или соседки — никто не может вас отследить и проверять вас никто не будет".Дмитрий Жидков уверен, что садиться пассажиром в машины, работающие с агрегаторами типа Uber или Yandex — опасно для жизни. «Если вы все-таки сели и вас не обчистили — вы должны быть счастливы. За те деньги, которые там платят, там могут работать только неадекватные люди».Чудом осталась живаМосквичка Елена Гращенкова не пользуется Яндекс-такси с 2016 года, когда по вине водителя чудом выжила в жуткой аварии: «Я приехала на вокзал и вызвала через приложение такси. К тому моменту я пользовалась приложением Yandex уже полгода и была уверена, что вызываю такси под названием «Яндекс». Мы провели в дороге минут 15, как вдруг с водителем начало происходить что-то непонятное: он замер, остекленел, с широко раскрытыми глазами уставился перед собой сквозь пространство. Скорость была 70 км в час — он не рулил, не нажимал на педали, никак не реагировал. Я вижу — машина летит куда-то с центра дороги, закричала:«Вы что паркуетесь»? И все — свет для меня погас".Потом я узнала, что машина правой стороной, где я сидела, снесла три препятствия — бордюр, дерево повалила, фонарный столб. Я выжила чудом". Потом была реанимация, вероятность остаться инвалидом на всю жизнь, потому что бесплатная клиника отказалась оперировать раздробленный плечевой сустав. Но Елена нашла платную, где ей провели уникальную и дорогую операцию, после которой через 2 года реабилитации, она снова смогла поднимать и опускать руку. Однако полностью подвижность вернуть не удалось.Елена решила судиться с агрегатором. Суды длились два года. На адвоката ушло около 700 тысяч руб.. На лечение — почти столько же. Суд выиграли, но компенсацию назначили в 1 млн 200 тысяч руб., из которых 500 000 — от страховой компании, 300 000 — от яндекса, 400 000 должен выплатить водитель.Елена доказала вину агрегатора ссылаясь на закон о защите прав потребителя. Хотя Яндекс-такси пытался доказать, что к такси не имеет никакого отношения. Они позиционируют свой бизнес как продажу данных пассажиров: «То есть я думаю, что я клиент, а они говорят — ты товар. Они продают пассажиров, потому что для них пассажир — это данные, которыми они торгуют, получая за это 20−25% с каждой поездки».Елена продемонстрировала суду рекламу Яндекс-такси, где они предлагают поездку за минимальный тариф, фото машины, на которой написано «Яндекс-Такси», и на допросе водитель заявил, что является сотрудником Яндекса. Это стало решающим фактором для судьи.«После нашего процесса, агрегатор стал писать на заднем стекле автомобилей мелким шрифтом о том, что Яндекс не оказывает услуг перевозки, также они сняли наклейки про цены, но на самых заметных боковых дверях -по-прежнему написано Яндекс-такси и их мобилка и этого достаточно, чтобы доказать, что это такси» — говорит Елена.После пережитого опыта Елена Гращенковаа стала правозащитником в сфере легкового такси общественного движения «Синие ведерки», она консультирует других пострадавших, помогая им оформлять исковые заявления и борется за права пассажиров, следя за изменениями в сфере законодательства.«После аварии, я сама разобралась в этой проблеме, стала правозащитником, прошла через все юридические казусы, выслушала и изучила все возражения агрегатора. Он всегда сначала говорит, что не отвечает ни за что. Но все их формулировки я пропустила через юридическое решето и выяснила, что они вводят людей в заблуждение — на основании своих выводов, я выиграла процесс у Яндекс-такси и в апреле 2019 года Мосгорсудом они были признаны ответственными за то, как организовали мою поездку и уже выплатили мне компенсацию», — говорит Елена и делится полученным опытом. — В случае аварии за пассажира несет ответственность то юрлицо, которое приняло заказ к исполнению. В разных случаях это может быть таксопарк, таксист или агрегатор. В законе прямо сказано — ответственность несет та сторона, которая приняла заказ при помощи любых средств связи. Смартфон, где вы нажимаете на кнопочку — тоже является разновидностью средств связи. Если вы заказали заказ через агрегатора, если он принял заказ к исполнению и назначил автомобиль, то и несет конечную ответственность".Елене удалось не только проложить дорогу всем последующим пострадавшим от действий таксистов из приложений, но и впоследствии вернуть в закон об обязательном страховании пассажиров перевозчиками — пассажиров такси, о которых почему-то забыли. До сих пор закон распространяется только на пассажиров общественного транспорта: автобусов, поездов, самолетов, но не такси.«Сейчас измененный закон прошел первое чтение и застрял. Мы следим, чтобы он не потерялся и был принят. Но уже сейчас, благодаря нашим усилиям, многие агрегаторы пошли на опережение и сами застраховали жизни своих пассажиров — на 2 — 2,5 млн руб..«Но увы, это только жизнь и здоровье. Если американская страховка покрывает весь ущерб — моральный, когда жизнь рушится, заработок теряется, в него входят и медицинские расходы и так далее — обширный перечень, то в России самое убогое и ограниченное покрытие — только жизнь и здоровье. То есть, если ты умер — на тебе 2 миллиона руб., а если выжил — ты еще поборись за свои деньги. Но к сожалению, на безопасность это не повлияло никак».Елена Гращенкова рассказывает, что сейчас они добиваются двух вещей — включение в закон об обязательном страховании пассажиров общественного транспорта — пассажиров такси и введения обязательной выдачи разрешения на осуществление перевозок на водителя. Сейчас разрешение выдается на автомобиль, а управляет им — кто угодно.«На сегодняшний день легальным водителем такси может только в двух случаях — если он является индивидуальным предпринимателем и, если он связан трудовым соглашение с юрлицом, на имя которого выдано разрешение на таксомоторную деятельность. Дело в том, что сегодня по закону разрешение на деятельность по перевозке выдается только юрлицам. Физлица не могут его получать. И в каждом таком разрешении выставляется номер автомобиля, на который выдано разрешение.В свою очередь юрлицо нанимает на работу водителя и на основании трудового договора может передать ему это разрешение вместе с автомобилем. Но так как сегодня агрегаторы опустили тарифы практически в два раза ниже себестоимости, то перевозчики больше не имеют возможности нанимать людей на работу. Соответственно они просто игнорируют этот участок закона и это разрешение просто валяется в бардачке в автомобиле, а с водителем они просто заключают договор на аренду автомобиля, как с физическим лицом, поэтому и говорят сегодня, что разрешение выдается автомобилю. Сегодня мы требуем от законотворцев введения обязательной выдачи разрешения именно на водителя — то есть это будет аналог западной лицензии".
25. 07. 2019 - 13:12

Просмотров: 29

Поделиться:
Скачайте наше приложение Скачайте наше приложение с Гугл Плей
Яндекс.Метрика