Автобусные экскурсии в Санкт-Петербурге всегда пользовались большим спросом. Сочетание невысокой цены, доступности для туристических групп любых достопримечательностей (в отличие от, например, водного транспорта) и насыщенная программа делали их очень привлекательными для туристов. Однако, в последнее время заметно снижение популярности таких экскурсий. Это происходит ввиду ряда объективных и субъективных причин. И многие из них влияют на всю туристическую отрасль в целом.
На падение спроса влияет как ограничения, вводимые властями, так и самоограничение граждан, основанное на страхе заболевания. Прогнозы эпидемиологов на течение второй волны пандемии не позволяют уверенно планировать поездки. Различия в подходе к запретам в регионах сбивают с толку потенциальных туристов из других субъектов. Ограничения серьёзно урезают возможности поездки, вследствие чего она частично теряет свою привлекательность. Страх нахождения в ограниченном пространстве с другими людьми вынуждает туристов искать альтернативные пути для осмотра достопримечательностей – такси, личный транспорт, пешие прогулки.
Позднеосенний период традиционно «трудный» для туристической отрасли. В это время турпоток ориентирован на отдых в климатически комфортных условиях. Туристы «замирают» в ожидании новогодних каникул. Город посещается, в основном, людьми, которые уже в нём бывали и хотели бы увидеть его в низкий сезон с неожиданной стороны. Для них традиционная экскурсия часто не представляет интереса, поэтому и получается, что заказать автобус могут себе позволить очень не многие.
Экономический кризис, который переживает весь мир в связи с пандемией, затрагивает широкие слои населения. Даже те туристы, которые посещают город, с целью экономии ориентируются на самостоятельный осмотр достопримечательностей без привлечения гидов. Для них стоимость экскурсии уже является ощутимой и удорожает весь тур.
На самом деле, единого рецепта для увеличения спроса на автобусные экскурсии не существует. Определённый эффект может дать целый комплекс мер: