Сертификация была создана для подтверждения качества продукции и соответствия ее общественным требованиям и стандартам. В итоге, конечный потребитель получил возможность не волноваться за качество приобретаемых товаров и услуг, прошедших сертификацию.
Данная процедура может быть как обязательной, так и добровольной.
На государственном уровне регулируется сертификация таких объектов, как продукция, персонал, услуги и системы менеджмента.
Их качество государство контролирует с помощью законодательных, нормативно-правовых и нормативно-технических актов. К таким актам относятся, например:
Проверяет соответствие стандартам и осуществляет выдачу сертификатов специальная независимая организация. Для этого ей необходимо регулярно проходить аккредитацию: процедуру подтверждения компетентности в заявленной области. Сертификаты выдаются обычно на срок от 1 до 5 лет.
Сертификация, в зависимости от объекта, имеет свои особенности. Так, при сертификации работ и услуг могут использоваться такие методы оценки, как регистрационные, органолептические и экспертные. К примеру, мало кто догадывается, что даже к сертификации щебня предъявляются серьезные требования.
При сертификации систем менеджмента качества проверяется наличие обязательных процедур документирования и их соответствие ГОСТ Р ИСО 9001.
Ежегодно появляются новые нормативные акты, отменяются и дополняются принятые ранее.
Рассмотрим, какие изменения в сфере сертификации произошли в 2020 году.
Ожидается в конце года, также, рассмотрение изменений к ТР ТС 030/2012 «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям».
За несоблюдение правил и требований ТР ТС, за недостоверную сертификацию и другие нарушения в России предусмотрены санкции в виде штрафов в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (КоАП РФ). Размеры штрафов для должностных лиц - 20-50 тыс. рублей, для юридических лиц – 400-1000 тыс. рублей.
Такие санкции могут заметно подорвать бюджет, поэтому за соблюдением всех требований и изменений в законодательстве необходимо тщательно следить.
Сертификация целесообразна и с точки зрения повышения конкурентоспособности, престижа компании. Продукция или услуги, прошедшие данную процедуру, пользуются повышенным спросом у населения. Поэтому сертификация в современной рыночной экономике – неотъемлемая ее часть.