«Она сказала, что это порнография»
Чиновники отрицают «Это не мы, — отвечает пресс-секретарь администрации Центрального района Елена Титова на вопрос о том, кто закрасил граффити с изображением фронтмена „Алисы“ Константина Кинчева и стену памяти Михаила Горшенева во дворе на Лиговском проспекте. — И не Жилкомсервис, я им звонила — уточняла». Заявка некой Lana O. с просьбой закрасить граффити и нецензурные надписи во дворе дома № 47 литер, А по Лиговскому проспекту на портале «Наш Петербург» находится в статусе «рассмотрения у замглавы района Виктора Борщева. По словам Елены Титовой это доказывает тот факт, что стена закрашена по приказу. Знаменитая в узких рок-кругах стена теперь выглядит так: бежевая краска с подтеками разной интенсивности и проступающими неровностями и десятилетиями разбитая лестница, на которую жительница Lana O. почему-то внимания не обратила. Директор рок-магазина «Castle Rock» Леонид Фридман уверен, что власти врут: «Пришел дворник и все закрасил. А Борщев дал распоряжение. Если с Кинчевым — жалко трудов, действительно была красивая картина. То с Горшком (Михаил Горшенев — прим ред.) — тут эмоциональная составляющая. Люди делали эту стену не для красоты, а как память. И сейчас уже рядом стоит одинокий цветочек. «Армия Алисы» обещает нарисовать новый портрет Кинчева». По заявкам неизвестных петербуржцев, скрывающихся под возможно вымышленными именами Александр В., Александр С., Павел К., Дмитрий Сергеевич Цветков и другие, на портале «Наш Петербург» закрашены десятки граффити с изображениями: Павла Дурова, Дмитрия Нагиева в образе прапорщика Задова, Михаила Галустяна, Альберта Эйнштейна, Сергея Есенина, Сергея Бодрова в роли Данилы Багрова, Зины Портновой, Виктора Цоя, Михаила Боярского, Станислава Черчесова, Милана Марича, сыгравшего Сергея Довлатова. Отметим, что первым публичным скандалом с требованием закрасить рисунок на фасаде дома, стала история с изображением Даниила Хармса. Весной 2016 года создатель сайта «Канонер» Дмитрий Ратников пожаловался в КГА и потребовал закрасить Хармса. Общественность выступила против и раскритиковала жалобщиков. Теперь все обращения с требованием закрасить граффити поступают властям от лица анонимных граждан. Портал «Наш Санкт-Петербург» был придуман с благой целью — как удобный сервис для жалоб на некачественное благоустройство, не выходя из дома. Одним из преимуществ портала была декларируемая Смольным обязанность чиновников реагировать на любые сообщения. И они действительно реагируют. Все бы хорошо, если бы с помощью портала не вскрылась проблема того, что писать на портал могут как люди адекватные и образованные, так и фрики, считающие, что могут судить о том, что хорошо для города, а что — нет. Вот они и решили, что стена с изображением Виктора Цоя их оскорбляет, а изображение поезда, уходящего в тоннель, в память о погибших в теракте 3 апреля 2017 года позорит Санкт-Петербург. Чиновники, которым после таких «обращений» приходят предписания устранить нарушения статьи 19 закона об административных правонарушениях «нарушение наружного оформления фасада здания» — давно привыкли к тому, что выполняют лишь функцию бездушных исполнителей. Поэтому красивые рисунки закрашивают уродливыми квадратиками бежевой, коричневой или желтой краски, часто не попадая в тон всего здания — и называют это «благоустройством». «Им в говне интереснее жить, — рассуждает об идиотизме в комментариях под постом Леонида Фридмана петербуржец Сергей. — Вот как пример: за клубом Космонавт есть будка трансформаторная, раньше за неё было удобно бегать поссать. Но потом на ней появилось граффити в память о жертвах теракта на Техноложке. Стало чисто, и никто за неё уже не ходил, всё же даже алкаши уважают память. Прошло чуть больше чем полгода, какому-то уроду оно помешало, накатал кляузу, и наше доблестное ЖКХ быстро всё исправило. Теперь стало намного лучше, можно опять ходить ссать». Сами стрит-арт художники сначала огорчались, а сейчас привыкли относиться к своему искусству, как к временному явлению. По словам Анастасии Владычкиной, координатора арт-группы «Явь», их работы все равно попадают в историю, потому что часто вызывают дискуссию в обществе. «Их запоминают, благодаря публикациям в СМИ, — это для нас уже повод не расстраиваться», — говорит она. Ищите смысл Сами художники делят стрит-арт на несколько направлений: тегщики — это те, кто рисует на стенах теги — так называемые метки. (Теггинг (англ. tagging) — вид граффити, представляющий собой быстрое нанесение подписи автора. Отдельная подпись называется «тег», от англ. tag — метка.) Еще есть выразители уличного протестного искусства. Они не просто рисуют, а вкладывают в свои картины некий актуальный подтекст. Другие художники стрит-арта видят смысл только в высокой художественности произведения. В Санкт-Петербурге к первым себя относят арт-группа «Явь». Еще одним крупным граффити сообществом в Санкт-Петербурге является Hoodgraff. Своей миссией они считают необходимость «менять», правда, что — не сообщают. Художники этого сообщества, известны, в основном, рисунками известных людей. Как правило, все три категории граффити-художников создают свои творения по ночам на стенах, не имеющих исторической ценности, таких как трансформаторные подстанции, глухих стенах во дворах колодцах, на гаражах, на стенах подворотен. Бывает, что инициаторами возникновения граффити на подобных стенах становятся сами жители Санкт-Петербурга, которым надоедает смотреть из окна на глухой брандмауэр. Благодаря такому жителю появилось граффити во дворе дома на Новочеркасской — мужчина около 50 лет попросил художников нарисовать что-то в честь 9 мая. Он пытался сам получить согласования, но ему не дали, хотя формально разрешили рисовать. Мужчина предупредил всех жителей и художники впервые рисовали днем. Граффити до сих пор не стерли. Другой рисунок, сделанный по просьбе жителя города «не прожил» и двух дней. К сообществу обратился молодой человек, окна которого выходят на глухую стену двора-колодца на Большой Пушкарской ул.. «Когда я въехал в тот дом — там на стене был рисунок, нарисованный местными наркоманами и выглядел он так: — рассказывает молодой человек, называющий себя Carrie White. — Меня это раздражало, поскольку в колодец ходили «туристы» и фотографировали все это чудо. Тогда пришла идея перекрасить все это. Подруга посоветовала арт-группу «Явь»». Сначала петербуржец обратился на портал «Наш Санкт-Петербург», чтобы стену закрасили, а потом предложил художникам что-нибудь нарисовать. Так появилось ставшее скандально известным изображение с балеринами — «Лебединое озеро», которое художники посвятили инаугурации президента Путина. Таким образом, они напомнили, как в период путча 1991 года по телевизору показывали балет: «Лучше бы сейчас по телевизору показывали «Лебединое озеро»», — подписали они фото граффити в инстаграмме. Житель Санкт-Петербурга остался доволен: «Мне понравилось». Но радость была недолгой. Через два дня граффити закрасили. На рисунок пожаловалась управляющая дома. «До наркоманского рисунка ей не было дела, а как только появилось прекрасное, ей внезапно захотелось это уничтожить, — сожалеет житель. — Мне она сказала, что это порнография». «Раньше мы расстраивались, когда нас закрашивали. Как так? Мы так долго придумывали, рисовали макет, вырезали трафареты, всю ночь красили. Но потом как-то стали свыше спокойно к этому относиться, — рассказывает Анастасия Владычкина. — Потому что наша цель — донести свои мысли. А они с помощью СМИ будут донесены до большого числа людей». Арт-группа «Явь» существует с 2014 года. За это время было сделано около 50 работ, из которых до сегодняшнего дня «дожили» единицы. «Наше самое «громкое» последнее граффити — это «Лебединое озеро». По нашим источникам, после того, как мы о нем заявили, администрация дала приказ всем коммунальщикам — найти его и уничтожить. Вот они весь понедельник искали, а во вторник уже стерли», — говорит Анастасия. Из граффити, которые «выжили» и не были стерты, «Явь» называет изображение Стивена Хоккинга к дню Космонавтики и рисунок на тему блокировки Telegram. Виноваты профессиональные жалобщики Граффити в память о теракте в метро тоже принадлежит кисти, то есть баллончику арт-группы «Явь». Ребята нарисовали его на следующий день после трагедии. Оно «прожило» 9 месяцев, но по очередному «доносу» было закрашено коричневой краской сотрудниками «Ленэнерго», владельца трансформаторная подстанция. После того, как об этом рассказали журналисты, пресс-служба «Ленэнерго» заявила, что готова рассмотреть варианты восстановления граффити. Но дальше слов дело не пошло. «Мы три раза пытались встретиться с сотрудником, который обещал предоставить будку и расходные материалы. Но все три раза встречи срывались. После третьего раза, мы решили с ними больше не связываться», — рассказывает Анастасия. В самой компании «Ленэнерго» о той истории тоже не очень хотят вспоминать. Однако, уверяют, что готовы пойти на встречу стрит-арт художникам, потому что понимают — их искусство украшает город. «У каждого энергетического объекта коей является трансформаторная подстанция есть паспорт объекта, — информирует пресс-служба ООО «Ленэнерго». — Цвет ТП тоже включен в паспорт. Это все регламентируется Федеральным законом РФ. Помимо этого в Санкт-Петербурге есть свои фирменные цвета. Допустим, у нас стоит желтая трансформаторная подстанция, на которой появляется изображение. Это уже само по себе нарушение что федерального, что местного законов. Любой надзорный орган может «Ленэнерго» оштрафовать за неправильное содержание своего объекта. Помимо этого у нас такими надзорными органами являются люди, которые пишут на портал «Наш Санкт-Петербург» жалобы на граффити, которые представляют художественную ценность. Это предположительно около одни и те же люди — профессиональные жалобщики». Кто отрезал палец Черчесову «Ленэнерго» обязано устранять такие нарушения, чтобы не получить административный штраф. Иногда, как заявили в компании корреспонденту 78news, удается «договориться» с администрациями районов об отсрочке «наказания». Как в случае с граффити Черчесова. «Мы, безусловно, понимаем, что есть просто надписи, есть каляки-маляки, а есть претендующее на художественную ценность произведения, — говорят сотрудники пресс-службы. — Мы скорее здесь не определяем художественную ценность, а смотрим — несет изображение экстремистский характер. Если нет, мы всегда стараемся договориться с администрацией на предмет отсрочки до обоюдного решения. Как было с граффити Черчесова. Администрация хотела, чтобы мы закрасили его за день до игры Россия -Хорватия. Мы попросили продлить срок исполнения предписания на две недели». Тогда Черчесов был для россиян чуть ли не национальным героем — как можно закрасить героя? Администрация, охваченная общим патриотически-футбольным угаром, продлила сроки предписания аж до ноября. Но граффити исчезло гораздо быстрее, потому что после поражения от хорватской сборной вандалы «отрезали» Черчесову палец. Тогда художники HoodGraff сами закрасили портрет и нарисовали новый. Но портрету снова не повезло. На этот раз хайп на Черчесове сделал ЛГБТ-активист, написавший поверх портрета: «Почему мундиаль в гомофобной стране». Портрет снова пришлось закрасить. «Надо понимать, что это стратегический объект, а не место для выяснения отношений художников и вандалов», — отмечают в пресс-службе «Ленэнерго». Так как официальной процедуры согласования подобных рисунков нет, ООО «Ленэнерго» вынуждено продолжать закрашивать любые рисунки на своих подстанциях по жалобам жителей. «Если появятся инструменты, чтобы согласовывать такие рисунки, мы не против, чтобы наши будки стали холстом для художников, — информирует позицию руководства пресс-служба компании. — Главное, чтобы содержание рисунков не противоречило законодательству РФ». Нездоровый ажиотаж Депутат Госдумы Виталий Милонов готов взяться за возникшую проблему и наладить взаимодействие художников с городом, потому что видит в этом сотрудничестве большой потенциал. «У нас полно унылых торцов зданий, заброшенных стен, где граффити не уродовало бы, а, наоборот, украшало. Трансформаторные подстанции — вообще отличная идея, они не несут никакой ценности, — говорит депутат, чье изображение целых три года украшало здание во дворе «Красного треугольника» (см фото арт-группы «Явь»), но недавно было закрашено. — Мне лучше посмотреть на портрет героя Брата 2 — Данилу Багрова, или на Черчесова, чем на рекламу пива или трусов очередных». По мнению Милонова необходимо создать некую саморегулирующую структуру, которая бы согласовывала подобные рисунки на стенах, где они не будут портить архитектурный ансамбль города. «Я хочу, во-первых, поговорить с Георгием Сергеевичем Полтавченко и Константином Эдуардовичем Сухенко (председатель комитета по культуре Санкт-Петербурга прим. ред.) и, может быть, в КГА обратиться, когда все из отпусков выйдут, — говорит Виталий Милонов. — Чтобы мы все это дело урегулировали. Потому что я вижу какой-то нездоровый ажиотаж в последнее время. И всему этому можно положить конец обычным нормальным решение правительства Санкт-Петербурга, которое сделает наш город лучше. Ведь тогда не нужно конкурсов проводить, тратить уйму денег безумных бюджетных на плакаты непонятного содержания — все можно сделать силами людей и главное, что у этих людей у художников есть желание украшать наш город вследствии своей гражданской, человеческой, художественной позиции. Слава Богу, и большое им спасибо!». При этом депутат отмечает, что превращать Санкт-Петербург в квартал Queens (второй по численности населения район в Нью-Йорке. Чем он не приглянулся депутату Милонову — редакция не понимает) не собирается: «Дискуссии в отношении безвкусной мазни в городе даже не возникает — ее надо закрашивать моментально, а негодяев наказывать. Больше всего дискуссий почему-то вызывают достаточно высокохудожественные изображения, которые очень милые». В пример, где хорошо отличают искусство от «мазни», Виталий Милонов ставит Москву: «Я, как человек, живущий большую часть в Москве, могу сказать, что с видом на Кремль есть здания, где нанесено граффити с Маршалом Жуковым. Красивое изображение. Чем это плохо? Это вид искусства. Считаю, что граффити должно иметь право на существование, если оно выполнено в достойном виде, если оно не уродует Санкт-Петербург». Кто будет решать, что уродует Санкт-Петербург, а что нет — большой вопрос. Если каждый рисунок будет согласовываться, то уличное искусство лишится своей главной составляющей — той самой «протестности», за которую ее так любят. А, следовательно, может лишиться и привлекательности. PS В КГА на просьбу прокомментировать ситуацию с закрашиванием граффити ответили перечнями законов и правил благоустройства, согласно которым, если коротко росписи являются элементами благоустройства и произведениями монументального искусства, и в соответствии с эстетическим регламентом города нанесение росписей не допускается на лицевых фасадах зданий, сооружений. Что касается размещения росписей на внутридворовых стенах — то оно должно быть согласовано по правилам благоустройства и со всеми собственниками здания.
03. 08. 2018 - 12:07