Танго из раньшего времени
Танго из раньшего времени
Озерки это пока ещё всё-таки не город. Но это уже и не дачный пригород. Причём речь даже не о блоковских Озерках - они, наверно, улетучились в начале 90-х вместе с дымом сгоревшего второго этажа гранхольмовского вокзала на Финляндской ж.д. Это теперь уже и не пригород моего счастливого детства, где на межозёрных каналах плавали гуси с утками, на пустырях вдоль Малой Десятинной паслись козы, а коров отгоняли куда-то в поля, в сторону элеватора нынешнего "Резервхлеба". Коров, правда, было немного, а после известного хрущёвского постановления 1959 года они вообще исчезли.
А дома кругом были ещё "из раньшего времени": с башенками, мезонинами, балконами, цветными стёклами. И главное, они никому не мешали. Хозяева сдавали свободные комнаты городским дачникам, временно бесквартирным военным, студентам. Это было удобно для работающих: на электричке до работы где-нибудь на Выборгской или Петроградской стороне добирались без проблем, некоторым это было даже проще, чем в городе.
Ещё не было поначалу и кинотеатра "Озерки", а культурно-развлекательно-просветительскую функцию летом отчасти выполняли радиоузлы поездов детской (Малой Октябрьской) железной дороги. В перерывах между специфическими ж.д. объявлениями они транслировали на всю округу "Последние известия" и крутили песни советских (да и несоветских тоже) композиторов.
Как было без этой музыки зимой - не знаю, т.к. жил в Озерках только в дачный сезон. Движение поездов прекращалось около четырёх часов пополудни, юные железнодорожники и станционное начальство запирали свои будки и расходились по домам. На станции "Озёрная" наступала тишина. По вечерам же на платформе собиралась наша компания, состоявшая, выражаясь по-современному, из тинейджеров - дачников и местных. Портативных магнитофонов и приёмников тогда ещё не было, поэтому приносили старый, добрый ленинградский патефон и пластинки на 78 оборотов.
Это происходило тогда, когда не удавалось собраться на чьей-нибудь даче, где можно было танцевать под проигрыватель или радиолу. Поэтому и репертуар несколько отличался, т.к. свыше современная музыка была на долгоиграющих пластинках - "Вокруг света" или "От мелодии к мелодии". Здесь же звучали "хиты" до- и послевоенного времени - от "Брызг шампанского" и "Танго соловья" до "Моей красавицы" и эллингтоновского "Каравана".
Танцевать было удобно во всех отношениях: гладкий досчатый пол, скамейки для посиделок, и, что важно, ни нам никто не мешал, ни мы никого не беспокоили, т.к. вечерами по платформе никто не ходил, а до ближайших домов было не менее 100 м.
Танцы продолжались обычно от семи до девяти вечера, когда вдалеке начинали уже безмолвно маячить фигуры отдельных особенно строгих мам, намекавших таким образом, что мероприятие пора бы и заканчивать. Справедливости ради стоит отметить, что до прямого вмешательства и вторжения на "танцплощадку" дело никогда не доходило. Здесь осваивались первые па, запоминались тексты, мелодии и ритмы, и, конечно, завязывались первые романы.
На фото - та самая платформа, правда двумя годами раньше. Но и летом 1960 г., о котором я рассказал, она выглядела точно так же.
Сегодня она другая, бетонная, хотя и стоит на том же самом месте. И деревья стали большими. А меня всё чаще посещает мысль о том, что как только исчезнет и без того купированная детская железная дорога, окончательно исчезнут и прежние Озерки, останется от них один топоним. Как Гражданка. Или Купчино.
Виктор Отраднов
04. 03. 2022 - 22:03