«Сны Петра» в заснеженном Петергофе
Летом мы не успеваем подробно рассмотреть «Монплезир» — экскурсионные группы идут потоком, в дождь музей закрыт. И вот нынешней зимой есть возможность рассмотреть эти вещи подробно — старинные книги из Амстердама, голландскую керамику и картины, вещи Петра — вот его колпак для сна, вот халат, вот ширма. Монплезирские вещи этой зимой не погружены в сон, они здесь, в светлом Белом зале Большого дворца, они рассказывают историю снов Петра. Известно, что Петр свои сны записывал сам или диктовал секретарям. Петр видел причудливые сны. И теперь, в XXI веке, в Большом Петергофском дворце, пройдя всю анфиладу воссозданных залов, дойдя до Белого зала, в котором нет музейной экспозиции, можно увидеть современную фантазию о снах Петра, созданную Арне Кворнингом, выдающимся современным архитектором и сценографом, «сочинившим» пространства таких музеев, как Датский национальный музей и Зоологический музей в Копенгагене, Музей естественной истории в Женеве, Норвежского музея ледников, Музея викингов в Дании и многих других музеев. Галина Артеменко / 78news Подлинные вещи Монплезира здесь вместе с современной фарфоровой фантазией о голландских тюльпанах, причудливыми зеркалами, создающими эффект странного пространства, в котором можно блуждать, пространства, полного воздухом — ведь во сне многие летают, правда? Здесь Арне Кворнинг разместил и изразцы из Монплезира, найденные в развалинах после того, как Петергофский парк был освобожден от нацистов. В любом даже самом кошмарном сне никому не привиделось то, что случилось здесь в войну. И теперь эти кусочки керамики с жанровыми сценками — рыбаком, мельницей и лодочкой — извлечены на свет и являют нам пережившую кошмар подлинность. Вы знаете, что все черепки и осколки, найденные в пригородных музеях, хранятся там? Эти искалеченные мемории лежат в темноте и тепле хранилищ, сохраняя свою подлинность и свою историю. Галина Артеменко / 78news После войны обстановку Той части Большого Петергофского дворца, где ныне Белый зал — Ольгинскую половину — решили не воссоздавать. Здесь устроили кинотеатр, а потом музей-заповедник, отреставрировав зал, сделал его залом конференций, концертов и приемов. И вот теперь здесь до весны пространство «Снов Петра». Обойдя все закоулки снов, рассмотрев предметы и картины, вглядевшись в зеркала и фарфоровую красоту тюльпанов, можно смело взойти на сцену Белого зала, где поставлена кровать — точная копия той, что в Монплезире, кровать Петра. На нее можно лечь — так задумано по сюжету экспозиции — взглянуть на полог и увидеть, как проносятся сны — чайки, корабли, облака над морем. Выставочный проект подготовлен ГМЗ «Петергоф» совместно с Фондом «ПРО АРТЕ» в рамках 3-й Петербургской биеннале музейного дизайна при поддержке комитета по культуре Санкт-Петербурга, Генерального консульства Королевства Нидерландов в Санкт-Петербурге и Датского культурного института. Галина Артеменко / 78news
13. 01. 2019 - 12:52