Сегодня на карте шувалово-озерков нет названия екатерининской улицы 22 февраля 1939 года екатерининская
Сегодня на карте Шувалово-Озерков нет названия Екатерининской улицы. 22 февраля 1939 года Екатерининская улица была переименована в честь П.Т. Корякова (1892–1917).
Пётр Трофимович Коряков был участником Февральской революции. Член РСДРП с 1912 года, большевик. Был рабочим авиационного отделения многопрофильного Русско-Балтийского вагонного завода. Являлся членом Петербургского Комитета РСДРП. Погиб 27 февраля (12 марта) в перестрелке с полицией на Большом Сампсониевском проспекте. Был похоронен на Марсовом поле.
Название улицы «Екатерининская» было известно с 1879 года. В 1877 году «Товарищество на паях для устройства дачных помещений в Шувалово» выкупило у владельцев этой местности Шуваловых землю от Поклонной горы до Церковной горы и по западному берегу Большого Суздальского озера (Отредактировано Я.В). Приобретённый участок был разделён на пятьсот частей для продажи частным лицам. Улицы этого дачного посёлка получили названия, связанные с именами членов семьи Шуваловых: Андреевская, Елизаветинская, Варваринская и т. д. Екатерининская была названа в честь Екатерины Андреевны Балашовой, урождённой Шуваловой.
В семье Андрея Павловича Шувалова и Софьи Михайловны Воронцовой–Шуваловой было семеро детей. Двое из них умерли во младенчестве. После смерти в 1876 году Андрея Павловича Шувалова парголовское имение перешло во владение сначала его старшего, а затем, младшего сына – светлейших князей Павла (1846-1885) и Михаила (1850-1903) Андреевичей Воронцовых, графов Шуваловых. После смерти дяди Семёна Михайловича Воронцова, умершего бездетным, герб, титул и фамилия деда по матери перешли к наследникам А.П. Шувалова. После смерти братьев сёстры Елизавета (1845-1924), Екатерина (1848-1931) и Мария (1856-1900) унаследовали имущество светлейших князей Воронцовых. Екатерина отказалась от своей доли наследства в парголовском имении. Владелицей имения стала Елизавета Андреевна Воронцова-Дашкова, урождённая Шувалова. Екатерине Андреевне досталась знаменитая «Дача под названием фруктовый сад, состоящий при деревне Массандра», так как вдова С.М. Воронцова, княгиня М.В. Воронцова, отказалась от права на владение Массандрой и передала его в пользу Е.А. Балашовой, которая приняла на себя обязательство «ежегодно уплачивать княгине пожизненную ренту в размере 27 133 рубля». В 1889 году это имение было выкуплено у Балашовой Департаментом уделов за 1,874 тыс. руб..
Екатерина Андреевна Шувалова родилась 28 июля 1848 года в Париже. Домашнее имя её было Китти. 9 ноября 1869 года она вышла замуж за Николая Петровича Балашова. Балашов принадлежал к одной из богатейших семей России. Николай Петрович был обер-егермейстером Высочайшего двора.
Помимо этой придворной должности, Николай Петрович был одним из руководителей Всероссийского общества сахаро-заводчиков; в 1891–1905 гг. – член совета министра внутренних дел, с 1905 г. член Государственного Совета. Екатерина Андреевна была фрейлиной двора, позднее – кавалерственная дама ордена Святой Екатерины (меньшого креста).
Супруги владели поместьями, фабриками, рудниками на Урале, золотыми приисками в Восточной Сибири, имениями на Украине. Балашовы воспитывали трёх детей: Петра, Андрея, Александру. Художник Константин Егорович Маковский изобразил трех детей Балашовых: Петра, Андрея и Александру. Дети позировали в зимнем саду, сидя на кресле, застланном великолепным ковром. Этот салонный портрет хранится в Рыбинском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.
Екатерина Андреевна была хозяйкой большого Мошногородищенского имения неподалёку от Киева. Михаил Кантакузин–Сперанский опубликовал записки своей матери, в которых она вспоминала: «...Тетушка Китти унаследовала это имение в числе остальных от своего деда, генерал-фельдмаршала, князя Михаила Воронцова. Дом был построен в английском стиле и отделан английским архитектором Эдуардом Блором — огромный, счастливый дом, всегда заполненный родными, близкими, друзьями и гостями, гувернантками, слугами и вечно лающими собаками.
В ту осень приехала сестра тети Китти, Елизавета Воронцова-Дашкова, со своими 6 детьми. Ее муж, Илларион Иванович (старший брат Petite Tante), в то время министр Двора, был в Крыму с Императорской семьей. С 1905 по 1915 гг. он был наместником Кавказа, а его жена – фрейлиной императрицы». У меня сохранились несколько писем тети Китти, написанные старомодным английским, к ее юной невестке Марии. Она описывает достоинства английской няни для первого ребенка Марии. Интересно, что эта особа (няня – Г.З.) оставалась с тетей Китти до самой ее смерти во Франции, уже после революции, не покинув ее в самые страшные годы». Во всех владениях Балашовы занимались благотворительностью. Например, в Мошнах и Городище было 18 народных церковно–приходских школ и два двухклассных народных училища. В училищах обучалось свыше 2000 детей. 1 октября 1891 года из двухклассного училища была образована за счёт владелицы низшая сельско-хозяйственная школа I разряда ведомства Министерства земледелия.
Школа такого типа была первой в Юго-Западном крае. С 1890 года Е.А.Балашовой начато строительство новой Мошенской больницы. Она была открыта 9 ноября 1894 года в день 25-летия супружества Балашовых. Палаты в больнице были на десять кроватей, больница «могла составить украшение любого города». Кроме врачей в больницах Мошны и Городища были фельдшеры, акушерки и повивальные бабки, посылаемые владелицей для обучения в гинекологическую клинику проф. Г. Е. Рейна при Киевском университете. Все больные получали лекарства бесплатно, с этой целью при больницах были организованы аптеки. Управляющий имением Михаил Ефимович Филипченко на нижегородскую выставку 1896 года представил книгу «Описание Мошногородищенского имения», высшими наградами (золотыми медалями) были премированы как хозяйство с его заводами, так и описание имения.
Михаил Сергеевич Кантакузин–Сперанский о другом имении: «Мама продолжает: «Летом 1904 г. мы с Ольгой гостили у дяди Николая и тети Китти Балашовых в их имении Речное, в Подолии, недалеко от польской грани-цы... Тогда я стала понимать, сколько трудностей таит в себе управление такими огромными поместьями, как наши фамильные владения. Помещики строили для крестьян церкви, госпитали, приюты и школы; в довершение всего крестьяне не понимали, что это их «хозяин» дает им жилье, скотину, хлеб и все необходимое. Заботились о семьях тех, кто попадал в тюрьму или в солдаты – все потому, что дух рабства не исчез вместе с его юридической отменой, и люди привыкли зависеть от кого-то...
Дом в Речном был большим, без причуд построенным, но очень комфортабельным. Его окружал парк, довольно дикий и переходящий в лес. Мы жили на половине для гостей, каждый день катались верхом, играли в теннис, совершали долгие пешие прогулки. По вечерам тетя Китти читала вслух Диккенса, Артура Конан–Дойла, Голсуорси... Жизнь была проста и прекрасна».В книге Кантакузина–Сперанского не раз упоминается дворец тётушки Балашовой на Мойке. Этот дворец по адресу: набережная реки Мойки, д.106 принадлежал Марии Васильевне Воронцовой. В 1884 году Мария Васильевна покинула Петербург и уехала жить во Флоренцию. Видимо, какое-то время Балашовы, как наследники, жили в этом дворце до тех пор, пока император Александр III не купил его для своей дочери — великой княгини Ксении Александровны. Далее Балашовы проживали в доме No10 на углу Малой Морской и Гороховой улиц.
После 1917 года Балашовы покинули Россию. Екатерина Андреевна скончалась 29 января 1931 года в Вирофле (Департамент Сена и Уаза, Франция)
Галина Зелянина, библиограф Центральной детской библиотеки им. Н. А. Внукова СПб ГБУ "ЦБС Выборгского района".
Газета "Шувалово-Озерки Вести" N17 (446)
28. 03. 2023 - 22:01