Сегодня 20-летний юбилей отмечает скульптура "каменный гребец" в озерках
Сегодня 20-летний юбилей отмечает скульптура "Каменный гребец" в Озерках.
«Каменный гребец» открыт 17 мая 2003 г. Установлен около Среднего Суздальского озера, напротив ныне снесëнного кинотеатра «Озерки». Скульптор Дмитрий Давидович Каминкер, архитектор Станислав Павлович Одновалов. Гранит. Диаметр описанной окружности 550 см, высота 200 см.
«Первый вариант этой композиции был сделан в 1980 году из мрамора (1980, 51x64x72) и состоял из одного блока мрамора, расколотого на 6 частей, затем сложенных в определенном порядке. (Из письма Д. Д. Каминкера). Он сейчас хранится в Русском музее.
Создание монументального «Гребца» стало результатом сотрудничества между Комитетом по градостроительству и архитектуре и «Альфа-банком» (соглашение от 15 мая 2001 г.). Установлен 17 мая 2003 года в соответствии с распоряжением № 416-ра от 22.03.2002 «Об установке в Санкт-Петербурге скульптурной композиции „Гребец»». Дата его установки из-за бюрократическими проволочками переносилась несколько раз.
Работу по установке объекта курировал Региональный архитектурно-художественный фонд. Впоследствии сам скульптор доказывал пользу от установки «Гребца» необходимостью защиты территории: «Скульптура и сквер, разбитый вокруг нее, выполнили еще одну задачу, свыше прозаическую, остановив и продажу, и застройку этой части берега. К 300-летию города мы сообщили память племен и народов, которые здесь жили до основания Петербурга тем, что поставили каменного „Гребца» в Озерках на втором озере. Вокруг скульптуры разбили сквер и тем спасли участок от застройки» (Интервью Д.Д.Каминкера.Санкт-Петербургские ведомости. 2006. 15 апр.).
Хотя такое обоснование фантастично: если бы застройка была запланирована, ее было бы не остановить монументально-декоративным объектом.
Композиция, сложенная из больших камней, напоминает о древних мегалитических постройках. «Древние религии и погребальные обряды, астрономические наблюдения и мифы, археология и мистика, суеверия и легенды о пришельцах из космоса — все это переплетено в прародителях архитектуры и монументальной скульптуры. На побережье Балтики, где в древности море встретилось с ледником, Большие Камни, природные и обработанные человеком, также были источником легенд» (Каминкер Д. СПб.: Новый мир искусства, 2003).
Каменный гребец — персонификация «богатыря», отсылающая к доисторическим временам, когда финский гранит еще не стал «культурой», в каковом статусе он присутствует в «Медном всаднике» Пушкина. Одновременно за этим каменным гребцом нельзя не увидеть Харона, перевозчика мертвых по водам подземных рек.
«Тема Харона в виде гребца у меня имела место в деревянной работе — поставленной вертикально лодке (из цикла „Античный миф в русской деревне»).
Объект, действительно, очень личный для меня т.к. моя фамилия тоже связана с камнем (первоначально Каменкер)» (из письма Д.Д.Каминкера от 18 мая 2003 г.).
17. 05. 2023 - 22:00
Просморено: 106