«С любовью и преданностью»: владелец частного театра — Александру Беглову
«Программа» Рудольфа Фурманова была отправлена в комитет по культуре, который, в свою очередь, переправил документ экспертному сообществу с просьбой в кратчайший срок предоставить заключение по документу — в Петербургское отделение Союза театральных деятелей России. Петербургские театральные деятели ответили быстро: 28 января документ Фурманова театральные деятели Санкт-Петербурга обсудили, а 7 февраля их ответ за подписью председателя Правления Петербургского отделения Союза театральных деятелей России, народного артиста России, лауреата Государственной премии РФ Сергея Паршина был отправлен временно исполняющему обязанности губернатора Санкт-Петербурга Александру Беглову. Театральные деятели Санкт-Петербурга — а в списке присутствовавших на обсуждении документа Фурманова 16 знаковых для города имен членов правления Петербургского отделения СТД РФ- от Эдуарда Кочергина, главного художника БДТ им. Г. А. Товстоногова до Семена Спивака, художественного руководителя Молодежного театра на Фонтанке — вынесли свой вердикт: «У Рудольфа Давыдовича широкий круг близких ему людей — выдающихся деятелей театра, встречи с которыми он регулярно проводит в программе „Театральная гостиная Рудольфа Фурманова“ на канале „Санкт-Петербург. Однако близкое общение с этими выдающимися личностями не означает, что сам он стал обладателем знаний и умений для разработки документа, определяющего развитие культуры нашего города“. Эксперты отмечают, что в документе Фурманова есть два актуальных тезиса — объявленная в Год Театра, которым стал 2019 год, Международная театральная олимпиада в Санкт-Петербурге — это важное для города мероприятие; и парк музыкальных инструментов в театрах города, концертных залах и музыкальных школах требует обновления. Все. Далее в Заключении говорится: „…Как разработчик программного документа Р.Д. Фурманов проявил полнейшую несостоятельность… Это личные, никак не систематизированные, отрывочные соображения хозяина частного театра, которые никоим образом не соотносятся ни с какими реалиями культурной жизни города и абсолютно безграмотны юридически“. В Заключении утверждается: „Рассматривать данный материал по пунктам совершенно бессмысленно. При этом в документе явно просматривается личная заинтересованность Фурманова в принятии городскими властями решений, которые ограничили бы руководителей государственных театров в вопросах формирования творческих составов и планировании текущего репертуара“. Отдельно эксперты Петербургского отделения СТД РФ остановились на „расплывчатых и туманных и не подлежащих обсуждению“ предложениях Фурманова о разработке финансирования государственных и негосударственных театров». Остановились для того, чтобы показать врио губернатора, как реально из бюджета города финансируется «частный театр Рудольфа Фурманова, а вместе с ним и частная премия «Фигаро». Премию учредил Фурманов. Он гордо называет ее «Российской Национальной актерской премией». В Заключении Правления говорится, что «доля всех средств, передаваемых из городского бюджета театру Фурманова, в отдельные годы превышала 50 процентов от общей суммы, выделяемой на поддержку всех негосударственных театров, которых в Санкт-Петербурге больше шестидесяти». Эксперты напоминают Смольному, что в 2016 году на заседании экспертной комиссии комитета по культуре, распределяющей бюджетные средства для поддержки негосударственных театров, именно благодаря активной позиции СПб СТД РФ, запрос театра Фурманова не был удовлетворен в полном объеме, но сумма поддержки все равно была самой большой среди всех негосударственных театров. Правда, в позапрошлом году ситуация поменялась: «Фурманову, используя личные связи, удалось, начиная с 2017 года, вывести финансирование своего театра из общего конкурса. В бюджете города на 2017 год, принятом Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 7 декабря 2016 года и подписанном губернатором 13 декабря 2016 года (Закон СПб от 13.12.2016 г. № 699-113), в отдельную группу были выведены «организации, осуществляющие показ драматических спектаклей на стационарной площадке с количеством не менее 275 показов в течение года». Такая негосударственная организация на сегодняшний день в нашем городе одна -театр Р.Д.Фурманова. На основании закона «О бюджете Санкт-Петербурга на 2017 год» губернатор подписал постановление Правительства Санкт-Петербурга (от 27 марта 2017 года № 184), продублировавшее приведенную выше формулировку из закона. В итоге театр Фурманова без всяких конкурсных процедур получил в 2017 году субсидию из бюджета города в размере 30 млн руб. Такая же сумма заложена вплоть до 2020, а на 2021 и 2022 годы она еще и увеличена до 31, 5 и 33 млн руб. соответственно. С документом Фурманова ознакомился депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке петербургского парламента Максим Резник. Он проанализировал документ и 1 февраля направил главе комитета по культуре Смольного Константину Сухенко письмо, в котором подверг сомнению ряд предложений Фурманова. Резник пишет, что нет необходимости в предлагаемом Фурмановым «ранжировании театров по роли и значению в культурной жизни города», а создание пенсионных фондов в каждом государственном театре с накоплением общей выручки за продажи театральных билетов на спектакли театра невозможно чисто юридически. Создание нового Дворца искусств как высокотехнологичного фестивального центре тоже не насущная городская задача — как пишет Резник, с этим успешно справляются уже имеющиеся площадки — Балтийский международный фестивальный центр в театре «Балтийский дом» и новые сцены Мариинского и Александринского театров. Фурманов предлагает для поддержки петербургской культуры создать Фонд госкорпораций, выкупить ДК Горького у Профсоюзов, внедрить новую систему финансирования государственных и негосударственных театров в городе. Резник разъясняет, почему эти предложения, мягко говоря, либо не состоятельны, либо невозможны: особенностью статуса госкорпорации является существенно меньший контроль со стороны государства и слабые требования к раскрытии информации, на выкуп ДК Горького в бюджете нет средств, а финансирование государственных и негосударственных театров осуществляется согласно бюджетному законодательству, за нарушение которого предусмотрена ответственность. Корреспондент СМИ пообщался с Николаем Буровым, народным артистом России, возглавлявшим комитет по культуре в правительстве Валентины Матвиенко с 2005 по 2008 год, ныне советником губернатора. Николай Витальевич не увидел в этом документе «никаких открытий». По его мнению, в тексте Фурманова затронуты далеко не все проблемы, среди которых немало острых — финансирование городских праздников и фестивалей, программа развития библиотек, которая в свое время получила мощный импульс, а ныне сбавила обороты и т. д. Буров вообще предложил провести ревизию всех тех программ развития культуры, что были приняты на уровне городского правительства с 2000 года и посмотреть, что же реально удалось сделать. Президиум СПб СТО РФ, резюмирует: «Почему же органы власти Санкт-Петербурга не только рассматривают Р.Д. Фурманова как советника по вопросам культуры, но и безоговорочно удовлетворяют вcе его запросы как собственника частного театра? Скорее всего, это связано с тем, что в 2014 году посетителем этого частного театра стал Глава государства Российской Федерации. Мы полагаем, что Владимира Владимировича Путина вряд ли порадовала реальная информация о том, какую личную выгоду извлекает Фурманов из того посещения».
25. 03. 2019 - 16:36