Реформа от диллетантов

В соцсетях уже появились сотни возмущенных комментариев: «Закрыть столько маршруток и не только не добавить новых троллейбусных и трамвайных, но и закрыть 3 троллейбусных! Нет слов, собянинской дорогой идём товарищи…», — возмущается житель Санкт-Петербурга Юрий Винокуров. С ним не согласна Виктория Алексеева: «Давно пора убрать эти маршрутки! Наконец-то мы дождались этого величайшего решения!!! Ура, товарищи!!!». Дима Павлов парирует: «Маршрутки ликвидировать не нужно. Они чаще ходят. После транспортной реформы людям надо будет ездить с пересадками. А это неудобно». Ольга Аникина не скрывает недоумения: «Из Сестрорецка в СПб на работу и обратно как ездить? На оленях? На собаках? Пешком, прости господи, добираться? Все быстрее, чем на 211 горе-автобусе получится. Про электричку даже думать не хочется, особенно в дачный период. Господа рационализаторы, вы как бы вообще в своем уме? Извините, но это бред». 78news опросил экспертов, перевозчиков и самих жителей. Мы спросили о том, что они думают о грядущих изменениях. Оказалось, что все непросто. Возможно, противники маршруток, изменят свое мнение, после того, как поймут, что к затеянной реформе город не готов от слова совсем. Одним из первых о грядущем исчезновении маршруток заговорил депутат Законодательного собрания Алексей Ковалев. Он сообщил в группе «Живем на Васильевском» номера маршрутов, которые город планирует закрыть. «С будущего года УНИЧТОЖАЮТ практически ВСЕ МАРШРУТКИ. Проектом постановления Правительства СПб ликвидируются маршруты: 6к, 124, 350, 120, 690, 30, 309, 359, 249а! Ни в Адмиралтейский и Московский районы, ни на Петроградку, ни на Смоленское кладбище теперь без проблем будет не доехать. По сообщению Комитета по транспорту ликвидация маршруток якобы согласована с районной администрацией. Когда? Кто?», — Ковалев сообщил, что полтора месяца назад обращался в комитет по транспорту с просьбой обсудить изменения с жителями, потому что именно их в первую очередь касается данная реформа. Пост депутата набрал свыше 700 комментариев и 22 тысячи просмотров. Жители обсуждают маршруты, и сходятся во мнении, что на маршрутке быстрее, удобнее, а часто и экономичнее, потому что общественный транспорт позволяет попасть из точки А в точку Б только с пересадками. «Странно выглядит изменения по направлению в Петергоф. Вместо 6 маршруток вводятся два автобуса. Причём полностью отрезается направление до Балтийского вокзала и метро Ленинский проспект», — замечает Павел Бусло, открывший документ с проектом реформы, опубликованный Комитетом по транспорту. Антон Мустонен ставит городу «отлично» за желание избавить горожан от маршруток, и добавляет: «…но при их отмене в некоторых местах появляются дыры, где муниципального транспорта недостаточно или нет. Второе — новые маршруты пускают по тем же улицам, где уже и так много других маршрутов, например, Демьяна Бедного-Тимуровская или Мечникова-Замшина». «Посмотрел в файле список закрываемых через год маршруток. Да там, практически, все. Это будет полный караул, — возмущается Дмитрий Мордовцев. — Где они возьмут столько автобусов в течении года, чтобы продублировать всё существующие маршрутки. Теперь долгое стояние на остановках будет обеспечено. И не выйдешь, не проголосуешь где угодно. Только на официальных остановках». Жители хотят, чтобы их услышали Помощник Ковалева Нелли Вавилина замечает: депутат Ковалев сам пользуется общественным транспортом, поэтому ему легко было определить, что предполагаемые изменения негативно скажутся на жителях Васильевского острова. В других районах ситуация — схожая — жителям нужно объединяться и требовать публичного обсуждения изменения сети маршрутов с ними. «Когда мы выложили в нашу группу „Живем на Васильевском“ ответ Ковалеву от Комитета по транспорту — о том, какие маршруты убирают — был взрыв. Сейчас мы проводим опрос по конкретным маршрутам — 350 и 124. Изучаем этот вопрос, и будем высказывать свое мнение, что маршрутки, несмотря на название „коммерческий транспорт“, часто серьезно экономят наше время и деньги, — говорит Нелли Вавилина. — Уже сейчас совершенно очевидно для всех, что до тех пор, пока не будут введены дублирующие маршруты — никаких маршруток убирать нельзя.». Вавилина советует жителям других районов также внимательно посмотреть на карту, и обсуждать предлагаемые изменения, иначе можно остаться без маршруток совсем: «Решения очень быстро принимаются. Люди вернутся с дач, выйдут на остановку и не увидят своего маршрута — его просто не будет». Депутат Зак. собрания и также житель Васильевского острова Борис Вишневский не пользуется служебным автомобилем, предпочитая ездить на общественном транспорте: «Я неправильный депутат», — говорит Вишневский. Поэтому, о маршрутках и автобусах в районе он знает все. «Никто не спорит с тем, что общественный транспорт — это хорошо и я бы хотел иметь возможность доехать от пункта А до пункта Б в городе только на общественном транспорте с минимальным временем и за минимальную цену. На сегодняшний день я такой возможности не имею, — говорит депутат. — Если бы реформа мне предлагала эту возможность, например, возможность быстро и с небольшими перерывами доехать от Балтийского вокзала в район улицы Наличной или Кораблестроителей, где я живу, это было бы замечательно. На сегодняшний день есть один автобус, который ходит по этому маршруту. Дождаться его очень тяжело и параллельно ест некоторое количество маршруток, которыми все и пользуются, потому что автобуса не дождаться. А на метро — только с пересадкой, то есть надо тратить в два раза больше денег». Вишневский перечисляет и другие примеры плохо организованного движения социального транспорта — когда от метро «Василеостровская» не доехать до 16-17 линии в районе Малого или Среднего проспекта: «Дождаться один единственный автобус, который там ходит — занятие не для слабонервных». «Если эта реформа будет предполагать, что как часы по всем этим маршрутам будет ходить общественный транспорт с такой же частотой как ходят маршрутки, то, пожалуйста, я готов обходиться без маршруток, — говорит депутат. — Мне лично, это выгодно. У меня есть проездной билет на все виды городского транспорта и я каждый день им пользуюсь. Поэтому я все очень хорошо чувствую все на своей шкуре. Но когда я вижу, что нам предлагают?! Я не вижу ни малейших гарантий, что будет удобно ездить. Мне предлагается тупо убрать маршрутки и обещают немного больше городского транспорта. Но я же знаю, как могут выполняться эти обещания: сколько объективных причин потом отыщется, чтобы сказать, почему эти автобусы не вышли на линию: технические неполадки, водитель заболел. Я не первый день живу на свете. Борис Вишневский говорит о том, что Смольный обещал провести общественные слушания во всех районах города по планирующимся изменениям сети городского транспорта. «Я постараюсь принять участие у себя на Васильевском острове и еще может быть в Центральном районе. Потому что было бы правильно, если бы провели реформу городского транспорта, подстроив маршрут городского транспорта под потребности пассажира. Как построена работа маршруток — вы бы поучились этому у них. Они работают именно на тех маршрутах, которые нужны людям. Иначе возникает ощущение, что власти просто борются с конкурентами". По мнению депутата, нынешняя ситуация с пассажирским транспортом, когда маршруток существенно больше, чем социальных автобусов, спровоцирована тем, что коммерческим компаниям разрешили выпускать на линию и социальный, и коммерческий транспорт: «Всегда будет 1000 причин, чтобы автобусов было немножко поменьше, а маршруток побольше. Потому что маршрутки привозят живые деньги. Должны быть разные структуры — одни обеспечивают социальный транспорт, другие — коммерческий. Это тоже самое, как когда вы хотите записаться к врачу — вам говорят — запись через месяц, а если за деньги — то прямо сейчас примет. Компании одновременно получают за один социальный маршрут право на шесть коммерческих. Это провоцирует ситуацию, что автобусов не дождешься, а маршрутки идут каждые пять минут». Ключевым принципом, которым должен руководствоваться город, по словам депутата, должно быть удобство для пассажиров. «К сожалению, большая часть депутатов и чиновников на общественном транспорте не ездят, поэтому плохо это понимают. А я как раз хорошо понимаю. Надо просто их посадить на автобусы и посмотреть, за что они будут потом выступать», — улыбается депутат. Реформа «на глаз» Руководитель информационного проекта «Питертранспорт» Анатолий Хозяинов утверждает, что никаких общественных слушаний при разработке документов планирования регулярных перевозок не будет, потому что 220-м федеральным законом таковая возможность не прописана. Как эксперт он видит в концепции реформы несомненные плюсы: «Сама идея необходимости такой реформы — безусловно, благо; „коммерческие“ маршруты Санкт-Петербурга в их нынешнем виде — это позор города, дополнительная нагрузка на дороги. При недостатке цивилизованного транспорта они его, конечно, восполняют, но сейчас таких мест в Санкт-Петербурге осталось немного. По большей части „коммерческий“ транспорт просто паразитирует на всей остальной сети, и от этого рано или поздно нужно было уходить. Это и новый подвижной состав, свыше вместительный и низкопольный; и остановки только в оборудованных местах (если остановок достаточное количество, то в выигрыше в итоге сами пассажиры); и действие льгот; и действие проездных билетов; и возможность оплаты проезда по банковской карте; и отображение в сервисах навигации; и чёткий маршрут, а не „как водитель сегодня захотел“ и строгое соблюдение режима труда и отдыха; и свыше аккуратный и ответственный стиль вождения; и использование современных информационных систем… Одни плюсы, в общем. При правильной организации нормального цивилизованного транспорта минусов у него нет вообще. Поэтому конечно же хорошо, что у нас в городе зашла речь о том, что двигаться нужно в этом направлении. Это правильная риторика и я поддерживаю такие начинания». Но реализация реформы, по словам Анатолия Хозяинова может уничтожить все хорошее на корню: «Дело в том, что для разработки новой маршрутной сети принцип моделирования применён не был. Наработки в этом направлении велись, однако череда кадровых перестановок в руководстве транспортного комплекса Санкт-Петербурга в августе прошлого года поставила на этой работе крест. В итоге маршрутная сеть разрабатывалась экспертным путём, на основе неполных данных о пассажиропотоках „коммерческих“ маршрутов и с использованием старого доброго инструмента „на глаз“». По словам Анатолия Хозяинова из 270 маршрутов предлагается заменить на новые социальные — 70, то есть около 25%. «Это вполне адекватный показатель, учитывая огромное количество маршрутов-дублёров. Однако многие конкретные решения оказались непроработанными — где-то пресловутая дублируемость маршрутов только выросла, например, на Красносельском направлении, где-то людей предлагают лишить единственного транспорта. К примеру, такая ситуация складывается с садоводствами петербуржцев вдоль Староладожского канала, где-то будет явная проблема с наличием остановок (пос. Шушары) и так далее. Вдобавок, ставка делается только на автобусы, электротранспорта в нашем городе по этому документу как будто и нет. Чиновники все эти вопросы до конца не разрулили — видимо предполагается, что пассажир разберётся сам. Это плохой подход». Такую же позицию высказывает Василий Киселев, много лет возглавляющий ассоциацию перевозчиков пассажиров: «С одной стороны в этом есть свой резон — количество задействованных водителей будет меньше и таким образом они, наконец, будут соответствовать всем требованиям Минтранса по труду и отдыху водителей. Но с другой стороны — возникает вопрос: а кто пассажиров-то возить будет? Да, вместо трех четыре «пазиков» на маршруты регулярных перевозок выйдет один большой автобус. С одной стороны, частный перевозчик меньше потратит денег на содержание, но с другой стороны — возникает вопрос: а что от этого пассажиру — только головная боль!", — говорит он. — Я всегда говорил в Комитете по транспорту: надо учитывать не только ваши собственные интересы, интересы бюджета, интересы перевозчиков — надо учитывать прежде всего интересы пассажира: будет ли ему удобно от проводимой вами транспортной реформы. Если вы берете и тупо умножаете четыре «пазика» на маршруте на количество перевозимых пассажиров, и считаете, что эти пассажиры совершенно спокойно и радостно перейдут на дублирующий или увеличенный маршрут — будет ли им это удобно? Ведь речь идет о том, что эти маршруты, они будут просто увеличены в километраже -то есть вместо двух коммерческих маршрутов, например, будет сделан один социальный. Будет ли это удобно пассажиру — никто не знает". Где взять остановки? У чиновников есть контрольный срок, чтобы провернуть всю так называемую реформу, 16 июля 2020 года, когда истекает срок контрактов перевозчиков с городом. К этому времени Смольный должен успеть провести несколько десятков аукционов на новые маршруты. Соответственно, сделать это нужно не позже сентября-октября этого года. «Но, чтобы сделать действительно хорошую реформу, нам нужно ещё кое-что: около 450 новых остановок, потому что маршрутки ездят в том числе по улицам, где „социального“ транспорта сейчас нет, тысячи новых павильонов ожидания, десятки километров выделенных полос и исправно функционирующая комплексная система управления городским и пригородным пассажирским транспортом, которая сейчас только разрабатывается, — перечисляет Анатолий Хозяинов. — Это нереально успеть не то что к 2020, а даже к 2021-2022 при полном содействии всех органов власти друг другу. А учитывая тот факт, что Комитет по развитию транспорта, отвечающий за выделенные полосы и остановки, совершенно не собирается помогать Комитету по транспорту в его благих начинаниях — сотни новых автобусов рискуют встать в пробках и прожигать в них наши с вами бюджетные средства». Председатель ассоциации перевозок пассажиров Санкт-Петербурга Василий Киселев называет еще большую цифру — 600 остановочных пунктов, которые необходимо построить, чтобы реформа худо-бедно заработала. «Сейчас между социальными и так называемыми коммерческими маршрутами разницы большой нет, за маленьким исключением: маршрутка может останавливаться вне остановочных пунктов. Но я вам могу сказать — уже давно нет такого, что маршрутка останавливается, где хочешь. Они останавливаются либо на остановочных пунктах, либо в местах постоянного скопления людей, где остановочных пунктов просто нет. И высаживаются тоже в одних и тех же местах. Таких мест в городе — 350. Кстати, стоимость остановки — 5 млн. руб.. То есть нужно всего-навсего два миллиарда руб. из бюджета. И это я не считаю еще 250 остановочных пунктов, которых не хватает на „социалку“. В общей сложности в городе сейчас, если мы по хлопку реализуем транспортную реформу, необходимо как минимум 600 остановок — вот прям сейчас вынь да полож». Киселев отмечает, что коммерческий транспорт уже давно не коммерческий, потому что работает по регулируемому тарифу. Единственная разница от социальных маршрутов в том, что он не возит льготников бесплатно и не работает по единым проездным билетам. По его словам, остановки — это только верхушка айсберга. В городе катастрофически не хватает разворотных колец и диспетчерских пунктов. «А то, что есть — в ужасном диком, кошмарном состоянии. Люди, работающие на больших автобусах в основном, в них живут, потому что им негде отдохнуть или поесть. Сплошная убогость. И мы в эту жуть хотим загнать 23,5 тысячи новых водителей? Как эти 3,5 тысячи новых автобусов там поместятся? Вы расчеты вообще делали?» — обращается Киселев к воображаемым чиновникам из Комитета по транспорту. Василий Киселев добавил, что сейчас в городе работает около 2100 больших автобусов, вместимостью 90 человек: около 1300 от «Пассажиравтотранса» и 800 с копейками от негосударственных компаний. «И вы предлагаете плюс еще 3500, то есть в городе будут 5700 автобусов, которые обяжут заезжать на диспетчерские пункты, останавливаться там, отдыхать — как вы это себе представляете, когда уже сейчас — я не открою секрет — бывает, что между водителями драки за право выехать с кольца. Они узкие, непродуманные, мест для разворота мало. А зимой, когда сугробы еще хуже. В городе всего около 10-15 таких колец, рассчитанных максимум на 100 автобусов. «Как туда впихнуть еще 300?», — недоумевает Киселев. Помимо этого, многие автобусные маршруты на схеме, предоставленной Комитетом по транспорту, такие длинные и неудобные и не повторяют коротких емких коммерческих маршрутов, потому, что «вот едет автобус по магистрали, где он будет разворачиваться? Нигде — разворотных колец нет! А это влияет напрямую на протяженность маршрута». О новых кольцах, как и новых остановочных павильонах чиновники, занимающиеся разработкой реформы, как-то не подумали. Не подумали они и о выделенных полосах. Перевозчики между собой называют их «недовыделенками», потому что свою функцию они не выполняют — на них паркуются, по ним объезжают пробки. «Есть два вида «выделенки, которые работают, — заявляет Киселев. — Как на Гороховой — где полоса городского транспорта двигается навстречу основному потоку, и как на Лиговском проспекте, где она возвышается над дорожным полотном. Остальное — профанация и барахло». Зачем эта реформа? Председатель ассоциации перевозчиков уверен, что реформа затеяна для экономии бюджетных денег. «Общественный транспорт — это не то место, где можно сэкономить что-либо, здесь можно много потратить, а сэкономить невозможно. Если вы экономите, то вы нарушите общий порядок вещей. Я считаю, что сейчас пик работы транспорта в городе. Это максимум, на который мы могли рассчитывать. Мы — город и частные перевозчик — уткнулись в стену, когда очень хочется что-то поменять. Но прежде всего надо задуматься — во-первых, для чего это менять и во благо чего, это менять, потому что реформа ради реформы — это путь в никуда». Яркий пример того, во что может вылиться реформа — прошедший аукцион по социальному маршруту 115Б. Город объявил цену — 33 млн руб.. Конкурс выиграла компания «ТОК», которая никогда не занималась перевозками ни в Санкт-Петербурге, ни в Ленобласти, ни в каком другом регионе, обойдя «Пассажиравтотранс», «Питеравто» и «Третий парк». Компания предложила выполнить условия контракта за 17,5 млн руб.. «Вот и вся экономия бюджета», — резюмирует Киселев. О том, как компания будет выполнять свою работу — узнаем в сентябре. Александр Гаврилов замдиректора компании «М.А.К.С» надеется, что город будет внедрять реформу поэтапно: «Есть маршруты и улицы в городе, где в принципе кроме как машины малой вместимости никто не проедет — большой автобус физически не сможет туда проехать. Больше всего вопрос в том, что пассажиры, которых за 10-летия приучили к автобусам, которые останавливаются в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте, будут недовольны. В противном случае получится ситуация когда весь пассажиропоток рванет на остановочные пункты — вы представляете эту огромную толпу, ждущую автобуса. Помимо этого нет инфраструктуры — остановки не рассчитаны на такое количество большого транспорта. Здесь будут проблемы, я думаю. Все это понимают и вряд ли в одночасье хотят взять и убрать весь коммерческий транспорт». Перевозчик отмечает, что процедурные лоты, на которых будут разыгрываться маршруты — достаточно объемные и неподъемные для малого бизнеса, поэтому возможно, небольшие компании отвалятся. «Больше всего я боюсь, что не готовы ни жители, ни инфраструктура. Люди просто еще не понимают, что их ждет. Наверное, необходимо эти изменения обсуждать с ними и прислушиваться к их мнению. Услугу-то мы им оказываем, а чиновники, которые реформу придумали, вряд ли маршрутками пользуются».
06. 06. 2019 - 20:15
Просморено: 257

Читают сейчас