Малая октябрьская детская железная дорога

Малая Октябрьская детская железная дорога Железные дороги – стержень государства. Это хорошо понимали руководители Советского Союза. В 1930-е годы, когда высокими темпами проводилась индустриализация страны, от железнодорожного транспорта потребовалась значительно свыше интенсивная работа, чем это было в прежние времена. Строились новые линии, модернизировались существовавшие ранее. В этих обстоятельствах на многих участках сети возникла проблема кадров, недостаточного количества специалистов-железнодорожников, в том числе и массовых профессий. Одним из путей её решения (конечно, в долгосрочной перспективе) стало привлечение на транспорт учащейся молодёжи. Для этого в середине 1930-х г.г. во многих городах СССР стали открываться детские железные дороги, на которых школьники 5-10 классов обучались под руководством опытных инструкторов азам железнодорожных профессий. Затем, обретя интерес к этому виду деятельности, юные железнодорожники поступали в специализированные учебные заведения и, окончив их, вливались в трудовые коллективы «взрослых» железных дорог. Типичная детская железная дорога представляла собой обособленный участок узкой колеи, в большинстве своём, шириной 750 мм. Это было связано с меньшими, по сравнению со «взрослой» дорогой, габаритами узкоколейки, а значит, и с меньшим весом деталей и приспособлений, с которыми могли бы управляться дети без вреда для здоровья. В 1939 году НКПС СССР издал постановление о строительстве детской железной дороги и на территории Ленинграда. Первоначально детскую дорогу предполагалось разместить на южных окраинах города (существовало два варианта трассы). Но эти планы так и остались нереализованными. Сначала было упущено благоприятное время в 1939 году, - это произошло из-за того, что на Ленинградском железнодорожном узле продолжалось масштабное строительство новой сортировочной станции Шушары и усиление подходов к ней, а для работ на трассе будущей детской железной дороги не оставалось ни средств, ни техники, ни людей. Затем началась Советско-Финляндская война. После её окончания на Октябрьской ж.д. велись срочные работы по восстановлению железнодорожной сети новых районов Карельского перешейка, отошедших к СССР, а также по увеличению пропускной способности правобережной части Ленинградского узла. Вопрос о начале строительства детской дороги опять пришлось отложить. Начавшаяся 22 июня 1941 года Великая Отечественная война перечеркнула все планы, и в итоге, детская железная дорога появилась в Ленинграде только в 1948 году. По новому проекту, восьмикилометровую линию узкой колеи (750 мм) с тремя станциями – Озёрная, Зоопарк и Кировская, построили на севере города, с частичным использованием трассы разобранной Озерковской ветви бывшей Сестрорецкой Приморской железной дороги (от Озерков до окончания спуска с Литоринового уступа в Коломягах). Объекту присвоили наименование «Малая Октябрьская железная дорога имени XXX-летия ВЛКСМ». Перед началом летнего сезона 1965 года трассу детской дороги значительно уменьшили, ликвидировав перегон Зоопарк – Кировская. Длина оставшейся части составила 3 км 100 м. Тогда же между оставшимися станциями Озёрная и Зоопарк (с 1969 г. - Пионерская) построили промежуточный разъезд Юный. А в 1992 году от линии «отрезали» ещё километр, и Юный стал конечной станцией. В таком усечённом виде Малая Октябрьская железная дорога в Озерках пребывает и поныне. Попытка расширения трассы в северном направлении с использованием трёхниточного пути «большой» железной дороги через станцию Шувалово и далее в сторону улицы Академика Харитона, предпринятая в 1999 году, к сожалению, оказалась неудачной. История проектирования, строительства и эксплуатации детской железной дороги города Ленинграда/Санкт-Петербурга в период 1948-2006 г.г. подробнейшим образом описана в фундаментальном труде московского исследователя истории железных дорог Дмитрия Вячеславовича Сутягина «Наши детские железные дороги» (том 1, главы 23 и 24, стр. 273-329), вышедшем в издательстве «Железнодорожное дело» в 2008 году. Фото: Малая Октябрьская железная дорога, станция Озёрная, 1987 год.
17. 05. 2023 - 08:53
Просморено: 86

Читают сейчас