Гражданка: исчезнувшие железная дорога, кладбище и храмы
Гражданка: исчезнувшие железная дорога, кладбище и храмы
Новый выпуск краеведческого проекта «Ратная палата» посвящен Гражданке. В нем рассказывается об исчезнувшей железной дороге в Политех, застроенном трансформаторной будкой немецком кладбище и утраченных православных и лютеранском храмах.
У Гражданки два года основания. Деревня с таким названием упоминалась еще в XVIII веке. Откуда произошел топоним, специалисты до сих пор гадают — то ли от расположения в окрестностях города Петербурга, то ли от глагола «городить». Второе появление Гражданки относится к 1827 году: тогда вдоль нынешнего Гражданского проспекта возникли немецкая колония Гражданка и село Русская Гражданка; разделяла их нынешняя улица Гидротехников.
Оба селения состояли из деревянных домов. Наиболее значительные постройки колонии — пожарная часть и кирха. Храм располагался почти на углу Гражданского проспекта и улицы Гидротехников, чуть южнее АТС (Гражданский проспект, 26). Здание было деревянным, построили его в 1900 году. Службы проводились на протяжении 35 лет.
Сергей Назаров, краевед: «После 1935 года это здание не было полностью разрушено. Была разобрана колокольня, и оно использовалось под жилье. Здесь до начала 1970-х годов находилось общежитие ВНИИ гидротехники. Затем здание разобрали».
От кирхи на восток шла Щигринская улица. Она вела к небольшому лютеранскому кладбищу, которое находилось на возвышении среди полей. После Великой Отечественной кладбище решили стереть с лица земли с помощью бульдозера. Старожилы помнят, что по довольно большой территории были разбросаны разбитые надгробия. Кладбище находилось недалеко от дворца спорта «Зенит», восточнее дома на ул. Бутлерова, 9, корпус 3. Оно дало о себе знать в 2014 году. Когда для нужд нового жилого комплекса рыли траншею под кабель, рабочие наткнулись на пять гробов. Останки увезли, а на месте страшной находки поставили трансформаторную будку (улица Верности, 19, корпус 4).
Русская Гражданка тянулась от улицы Гидротехников за проспект Науки. Именно в ее границах расположен павильон станции метро «Академическая».
Была еще и третья Гражданка. Она называлась чуть иначе: Дорога в Гражданку. Находилось это селение между проспектом Непокоренных и улицей Фаворского. Важнейшим сооружением служила каменная Тихвинская церковь Лютикова монастыря, стоявшая северо-западнее перекрестка проспекта Непокоренных и Гражданского проспекта.
Сергей Назаров, краевед: «В 1932 году церковь закрыли, разрушили колокольню и главки, но сохранился основной массив здания. Внутри размещались разные мастерские, завод. Окончательно это здание было взорвано летом 1982 года».
Впрочем, разрушать историческую Гражданку стали раньше, в середине 1960-х. В течение непродолжительного времени снесли практически всю деревянную застройку, чтобы взамен выросли многоэтажки. С довоенных времен сохранилась только бывшая 111-я школа на Гражданском проспекте, 7, правда, заметно перестроенная. А возле Агрофизического института на Гражданском, 14, есть дуб, который, по воспоминаниям, в 1920-х годах посадили немцы-колонисты из семьи Юнгов.
У истории Гражданки есть и железнодорожная страница. Когда-то прямо через селение проходил путь, который связывал станцию Ручьи с Политехническим институтом. Он появился предположительно около в 1920-х годах. В период войны от институтской железной дороги стали проводить новую ветку — к нынешней Лиственной ул., где находился некий оборонный объект. Начали ли эту стратегическую ветку использовать, неизвестно, но просека на ее месте в парке «Сосновка» — в створе Лиственной — сохранилась по сей день.
В Гражданке о железной дороге напоминает конфигурация улицы Верности. Она была проложена в 1960-х годах аккурат вдоль северной стороны насыпи. А если заглянуть в Пискаревский парк, там об утраченных рельсах напоминает просека.
Вообще Пискаревский парк, если присмотреться, хранит в себе много интересного. Когда-то он был единым массивом вместе с парком «Сосновка» и тоже представлял собой сосняк. В период войны в нем создали блиндажи, топливный склад аэродрома Гражданка и участок противотанкового рва. А возле Амурской улицы по сей день можно встретить холм порохового погреба. С него сегодня открывается вид на почти нетронутую часть бывшего леса. Жители хотят, чтобы парк и в будущем сохранял историческое природное разнообразие и артефакты.
12. 11. 2022 - 22:01
Просморено: 72