Душа человека не знает оков

В рамках выставки 20 августа 2018 года в Манеже провели круглы стол «Уличное искусство глазами властей, художников, зрителей» — тема оказалась очень востребованной, желающих пришло больше, чем позволяла регистрация на событие и количество приготовленных мест, люди сидели на полу и стояли. Выяснилось, что глава комитета по градостроительству и архитектуре (КГА) Владимир Григорьев, которого пригласили участвовать, стрит-арта при передвижениях по городу не замечает, кроме двух брандмауэров на Петроградской. И вообще, по мнению главы КГА и главного архитектора города в Санкт-Петербурге, «стрит-арт возможен везде, за исключением тех мест, где он не возможен», мысль главы КГА продолжил председатель комитета по охране памятников (КГИОП) Сергей Макаров. — Стрит-арт и памятники — вещи несовместимые, — особо подчеркнул глава КГИОП, что нельзя рисовать на брандмауэрах, которые неприкасаемы. И вообще, стрит-арту не место в центральной части города, а люди же не только в центре живут, есть масса мест, где стрит-арт вполне уместен. Далее развил мысль исполнительной власти представитель законодательной — депутат Зак. собрания Денис Четырбок, любитель группы «Отпетые мошенники», некогда предложивший ввести запрет на котам жить в подвалах (а Сергей Макаров, кстати, знатный котолюб и многие годы пристраивает в добрые руки как раз подвальных котов), рассказал, что «в недрах парламента» зреет некий документ, который будет регламентировать стрит-арт в городе. — Свободу творчества запихнуть в нормы сложно, но начинать надо, — Четырбок рассказал, что надо придумать подзаконные акты, где бы появился перечень зданий, гаражей и заборов, где рисовать можно. А еще надо создать искусственные места — бетонные блоки, к примеру, где бы художники с разрешения властей самовыражались. И ввести запрет на прикасаться к памятникам истории и культуры. Григорьев отнесся к этому скептически: «Мы законную или незаконную деятельность ограничивать хотим?» Известный художник Стас Багс напомнил, что идея про специально выделенные места для стрит-арта обсуждалась не раз, но в Санкт-Петербурге ничего хорошего из этого не вышло. Ведущий научный сотрудник отдела новейших течений Русского музея Екатерина Андреева, рассказала, что подобные так называемые «лицензионные зоны» есть в скандинавских странах. Андреева поблагодарила «начальство нашего города», которое пощадило рисунок — портрет Хармса работы художников Паши Каса и Павла Мокича на ул. Маяковского на доме, где жил поэт — к 74-й годовщине гибели Хармса. Андреева напомнила про граффити на Центре фирменной торговли на набережной реки Смоленки, созданное художниками в 2007 году и просуществовавшее два дня — там художники написали стихотворение Бертольда Брехта «Дела в этом городе таковы». Дела в этом городе таковы, что Я веду себя так: Входя, называю фамилию и предъявляю Бумаги, ее подтверждающие, с печатями, Которые невозможно подделать. Говоря что-либо, я привожу свидетелей, чья правдивость Удостоверена документально. Безмолвствуя, придаю лицу Выражение пустоты, чтобы было ясно, Что я ни о чем не думаю. Итак, Я не позволю никому попросту доверять мне. Любое доверие я отвергаю. Так я поступаю, зная, что дела в этом городе таковы, что Делают доверие невозможным. Все-таки временами, Когда я огорчен или отвлечен, Случается, что меня застигают врасплох Вопросами: не обманщик ли я, не соврал ли я, Не таю ли чего-нибудь? И тогда я по-прежнему теряюсь, Говорю неуверенно и забываю Все, что свидетельствует в мою пользу, И вместо этого испытываю стыд. (Перевод Б. Слуцкого) Посмотреть это художественное произведение можно теперь только на видео. Андреева считает, что это настоящее произведение искусства и было бы неплохо его реставрировать: «Это было гениальное произведение, идеально вписанное в архитектуру». Екатерина Андреева напомнила об одном художественном произведении, тоже гениально вписанном в архитектуру — художники Юлий Рыбаков и Олег Волков утром 3 августа 1976 года написали на стене Петропавловской крепости: «Вы распинаете свободу, но душа человека не знает оков», это стало акцией протеста против преследования художников, писателей и поэтов в СССР. Владимир Григорьев, правда, засомневался, что это было гениальное произведение, а не нарушение общественного порядка. Куратор выставки «Части стен» Анна Ялова отметила в итоге, что стрит-арт нельзя «упаковать в рамки закона»: уличный художник будет рисовать тайно, в темноте, чтобы оставаться свободными свободно говорить о самых острых вещах.
21. 08. 2018 - 11:39
Просморено: 181

Читают сейчас