Дрон и тепловизор — друг спасателя

Рано утром, несмотря на ветер, мокрый снег на 19-м километре Гостилицкого шоссе собралась необычная компания — волонтеры-спасатели, инженеры-изобретатели, представители коммерческих компаний. На свежем снегу стоят яркие миниатюрные самолеты и дроны — мечта любого мальчишки. Но стоимость «игрушки» вовсе не детская. Например, знаменитый «Орлан», который находится на вооружении российской армии, стоит около 10 млн. руб.. Спасателей и владельцев беспилотников объединили полевые тренировочные учения поисково-спасательных технологий нового поколения, которые проходят в рамках всероссийского конкурса «Одиссея». Задача этих тренировок — попробовать найти с помощью современной техники в заданных условиях и координатах заблудившихся в лесу людей. Действие происходит на Гостилицком шоссе неподалеку от мемориала советским воинам. Команды-участники конкурса не соревнуются, а тренируются. Итоги конкурса будут подведены в конце года. Финальные соревнования запланированы на ноябрь 2019 года. Подача заявок на участие в конкурсе заканчивается 31 марта. Призовой фонд конкурса — 75 млн руб.. Победит участник, который с помощью своей уникальной технологии найдет человека, потерявшегося в лесу, без связи, быстрее, чем за 10 часов, при любой погоде и в любое время суток. Организатор — благотворительный фонд «Система». Миссия проекта — вовлечь много энтузиастов в создание технологических решений для преодоления социальных проблем, а именно поиска человека. «Текущий проект „Одиссея“ задуман как проект, который позволит объединить благотворительное сообщество и технологическое сообщество для решения социальных задач, — говорит Виталий Афонькин, директор конкурса „Одиссея“. — Конкурсом „Одиссея“ мы привлекаем внимание технологического сообщества для того, чтобы показать им, что с помощью своих технологий они смогут решать социальные проблемы, в том числе спасти много жизней». География участников конкурса уже охватила 39 городов России: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Томск, Екатеринбург, Ставрополь, Якутск. 128 команд подали заявки, 42 из них уже имеют готовые прототипы решений — например, поиски людей с помощью роя дронов, поисково-спасательных маяков, наземных роботов, технологий распознавания образов, акустических и сейсмодатчиков, беспилотных летательных аппаратов с целевой нагрузкой и другие. В субботу в Ленобласти испытывали в основном беспилотные летательные аппараты. Изменчивая петербургская погода не подкачала — ветер с порывами до 15 метров в секунду и снег приблизили условия поисков к реальным. Несколько участников в итоге смогли протестировать лишь взлет и посадку, отказавшись от участия в самих поисках. Дорогущий «Орлан» в воздух так и не поднялся, хотя представлял большой интерес для всех участников. Спасатели объединения «Экстремум» присутствовали на тренировках в качестве экспертов и помощников. Помимо этого, что их волонтеры в течение нескольких часов бродили по лесам в качестве «цели» для беспилотников, они давали обратную связь участникам конкурса. Например, квадрокоптер — должен был помочь заблудившемуся человеку выйти из леса с помощью звукового сигнала. Но «волонтеры из леса» заявили организаторам, что звук, которым коптер должен привлечь внимание человека, очень сливается со звуками природы и напоминает свиристель. «Наш статист, который находится в лесу, говорит, что звук фактически не дифференцируется из среды, и похож на свиристель. Она биолог, она знает, что для свиристели не сезон, поэтому она поняла, что этот не природный. Рекомендуем изменить сигнал», — говорит владельцам коптера Елена Кузнецова, заместитель командира ПСО «Экстремум» по поисково-спасательным работам в лесу. Объединение добровольных спасателей Санкт-Петербурга «Экстремум» занимается поисками уже свыше 10 лет и имеет огромный опыт использования различных технических средств. В прошлом году, благодаря президентскому гранту у них появился оптокоптер. Его тут же начали тестировать на поисках людей. ПСО «Экстремум» уже использует звуковые сирены для локализации потерявшегося, если он на связи. Если потерявшийся без связи, то звук используется, как ориентир, но использовать эту технологию можно только если местность проходимая. «Иначе он застрянет, — говорит Елена Кузнецова. — У нас есть собственная разработка — пилинг местонахождения мобильного телефона через интернет - „ГеоЭкстремум“. Это наша технология и мы давно ее используем. У нас есть трекеры, мы можем отслеживать, где находятся группы спасателей в реальном времени. Также у нас есть собственный оптокоптер, который был построен как раз благодаря президентскому гранту. В этом году у нас уже были первые тренировочные полеты и первые боевые вылеты». В период этих полетов выяснилось, что звук коптера разносится слишком далеко, и человеку сложно определить, с какой стороны он его слышит, однако, был случай, когда люди были найдены и локализованы с помощью этой технологии. «Но как у любой технологии, и тут есть технические ограничения, которые, я надеюсь, будут решены, — говорит Елена. — Например, дальность полета, устойчивая связь в период полета, — важно же не только, чтобы он улетел, а чтобы он вернулся и выполнял задание, которые положено выполнять, чтобы мы получали от него сигнал, картинку, какую-то информацию. Да и потерять его очень страшно», -признается Елена, ведь стоимость коптера приближается к двум миллионам руб.. Инженер Евгений Шартуков из команды «Цеппелин» попытался учесть все минусы перед тренировочным полетом. «Я два года работал инженером в компании, которая занимается эксплуатацией беспилотников. Мы покупали готовые — суперкамы, геосканы — и использовали их для прикладных целей — геодезия, картография, поиск нарушителей. Сейчас я преподаю в академии цифровых технологий дисциплину: „Эксплуатация беспилотной авиационной техники“. И вот мне предложили поучаствовать в конкурсе. Я подумал, что тягаться с „Орланом“ или с „СТЦ“ и прочими большими самолетами, — тяжело. Хотя бы потому, что они летают 20 часов и у них все хорошо, но у них есть огромный минус — ты не можешь взять и запихать все это в рюкзак и нести куда-то. Также для взлета и посадки нужны очень большие площадки — 100 на 100 метров. И третье — очень дорого такую технику потерять. „Орлан“ стоит 10 млн., „Геоскан“ — 1-2 млн руб., „Супер Кам“ — тоже около 2 млн руб.. Они все запускаются с катапульты, посадка — на парашюте. Сколько раз я за свою карьеру снимал такие самолеты с деревьев — уже и не помню. Это реально проблема. Если ветер, его сильно сносит… и тогда спасательная операция по поиску человека может превратиться уже в спасательную операцию по поводу самолета, потому что оставить на дереве 10 млн. руб. никто не хочет». Евгений собрал свой беспилотник самолетного типа, стоимость которого, по его словам, не превышает 200 тысяч руб., но главным его преимущество: запуск с руки, он не тяжелый и может передавать сигнал через спутник. Правда, протестировать свое изобретение Евгений так и не смог: «…пожег автопилот, поэтому жду новый, он едет из Германии». Тем не менее он продолжает перечислять плюсы своей технологии: «Продолжительность полета — 1 час, взлет с руки, садится на брюхо. Из полезной нагрузки — тепловизор. Полет полностью автономный, есть спутниковая передача данных. Даже при полном отсутствии связи он высылает координаты по спутнику и вам приходит смска или электронное письмо с координатами при обнаружении светового пятна». Команде «Альбатрос» из Москвы, чей аппарат запускается как раз с катапульты, несмотря на ветер и снег, удалось сделать два круга над квадратом поиска, однако, найти человека они так и не смогли. И это тоже результат, потому что на прошлой тренировке, оба статиста были обнаружены. В целом организаторы, довольны результатом тренировочных полетов — команды попробовали свои силы в реальных поисковых условиях, получили экспертную оценку своих разработок от спасателей. Впереди еще множество тренировок. Первый полуфинал пройдет летом.
20. 03. 2019 - 16:45
Просморено: 719

Читают сейчас