Без Муму и тургеневских девушек

В России отмечают 200-летие Ивана Тургенева. Был соответствующий президентский указ, выделили бюджетные деньги -свыше 340 млн руб. из федерального бюджета, больше половины досталось Орловской области — ведь Тургенев родился в Орле 9 ноября (28 октября по старому стилю) 1818 года, и Спасское-Лутовиново, что в 60 километрах от Орла — родовое гнездо, где будущий писатель жил в детстве, куда приезжал, где теперь музей-усадьба. В Санкт-Петербург Тургенев приехал, когда ему было 16 лет. Здесь он учился в университет, здесь встретил Полину Виардо, отсюда был выслан в родное Спасское-Лутовиново в 1852 году после месяца под арестом за некролог на смерть Гоголя «Письмо из Петербурга», ему разрешили вернуться в столицу через год, но до 1856 года запретили выезжать из страны. Потом были двадцать лет жизни в Европе, смерть во Франции. Согласно воле покойного, тело доставили в Санкт-Петербург и похоронили здесь, на Волковском кладбище. В Санкт-Петербурге два века Тургенева отмечают выставкой в Пушкинском Доме, Международным фестивалем университетских театров на Малой сцене БДТ «ТургеневFEST», Международными научными «Тургеневскими чтениями». А вы давно перечитывали Тургенева? Валентин Головин, директор Пушкинского Дома — Института русской литературы РАН, перечитал «Записки охотника» минувшим летом и вновь был потрясен творческим методом писателя, тем, как он видит людей и природу. А вот профессор Европейского университета Дмитрий Травин посвятил Тургеневу пост в соцсети, где, в частности, написал о Тургеневе так: «Не бунтарь и философ. Творец, которого никто не считает символом русской культуры, но без которого истинную Россию узнать совершенно невозможно. Вдумчивый наблюдатель. Бытописатель, стремящийся понять своих современников, а не конструировать их на страницах романов, исходя из собственных представлений о должном. Западник, желающий видеть свою родину успешной и процветающей, а не „спасающей весь мир“ ценой собственной убогости и отсталости. В общем, тот человек, который мне ныне близок и понятен. С которым сегодня мне, почти уже шестидесятилетнему, хотелось бы поговорить по душам. Которого хотелось бы расспросить о том, как русским жилось тогда, когда существовали еще дворянские гнезда, когда на смену лишним людям приходили нигилисты, когда мир ощущал себя накануне чего-то нового, великого, страшного и судьбоносного». В Пушкинском Доме — Институте русской литературы РАН открыли выставку к дню рождения Тургенева. «Целый мир им завоёван» — это цитата из тургеневской речи о Шекспире и название выставки о самом Тургеневе, выбранное организаторами. Вряд ли теперь можно сказать о Тургеневе так. Его «проходят» в школе, но редко кто открывает его романы, драмы, стихотворения в прозе просо так — чтобы почитать. Кроме специалистов, конечно. Поэтому авторы концепции выставки — Мария Коростелева и Олег Николаев из бюро «Арт Терра» — хотели сделать ее интересной для всех — и для академического сообщества и для школьников и вообще для тех, кто Тургенева не читал, и знает лишь про то, что писатель придумал, как утопили собачку Муму. Кстати, про собачку-утопленницу и Герасима на выставке не рассказывают. Зато целый зал посвящен «Запискам охотника». Здесь Мария и Олег всеми современными музейными способами погружают посетителя в мир рассказов «истинного трубадура, странствующего с ружьём и лирой по сёлам, по полям», как написал о Тургеневе после выхода в свет «Записок охотника» другой русский писатель — Иван Гончаров. Эта технология называется «современные приемы визуализации художественного текста». Звуки и предметы, картинки и инсталляции — чтобы зритель погрузился в мир и миф Бежина луга с крестьянскими фантазиями про русалок и покойников, услышал и пение птиц (все 23 птицы, что упоминаются писателем в «Записках охотника»), и даже как розга рассекает воздух, вгляделся в букеты васильков и полевой земляники — герои «Записок охотника» дарят их друг другу. На большом экране, словно в Инстаграме — пейзажи Орловщины, которые так вдохновляли и восхищали Тургенева.
10. 11. 2018 - 17:03
Просморено: 186

Читают сейчас