Сертификация услуг общественного питания – это комплекс мероприятий, в ходе которых подтверждается их соответствие определенным стандартам качества и безопасности.
Оценочные процедуры предполагают изучение документации предпринимателя и проведение контроля. Проверка соответствия услуг в России не имеет статус обязательной, она проводится компаниями в целях повышения конкурентоспособности, получения новых возможностей для развития бизнеса.
Несмотря на то, что в законодательстве РФ не содержится требования об обязательной сертификации услуг заведений общепита, им необходимо оформить документы, которые будут предоставляться при проверках Роспотребнадзора и других контролирующих инстанций. К их числу относятся:
Если в меню заведения есть крепкий алкоголь, то для его продажи нужна лицензия.
Если товары общепита употребляются за его пределами, то на них оформляется декларация в рамках двух профильных регламентов ЕАЭС: 021/2011 и 022/2011.
В отношении всех предприятий общественного питания действует требование об обязательном внедрении системы ХАССП ИСО 22000. Она позволяет контролировать риски порчи сырья, полуфабрикатов и готовых изделий, снизить вероятность брака.
Заведения сферы общественного питания вправе пройти добровольно оценку соответствия в системе добровольной сертификации (СДС). По усмотрению заявителя подтверждается качество одной или нескольких оказываемых услуг:
Оценочные процедуры могут пройти все заведения вне зависимости от того, имеются ли в них залы для обслуживания клиентов.
Оценка соответствия заведений общепита в СДС проводится по одной из трех схем, которые регламентированы ГОСТ 57518-2017:
Сертификат СДС оформляется на 1 или 3 года по выбору заявителя. Он действует только на территории РФ.
Компании вправе пройти добровольную проверку по международному стандарту ИСО ХАССП или по его российскому аналогу ГОСТ Р. Нормативными документами установлено, что предприятие обязано:
На практике внедрение принципов ХАССП означает соблюдение санитарно-гигиенических норм, сроков и правил хранения сырья и готовой продукции, поддержание гигиены в цехах, своевременное проведение мероприятий по дезинфекции, дезинсекции, дератизации, работу с проверенными поставщиками и т.д.
Сертификат ИСО 22000 (ХАССП) оформляется на 3 года.
Он действует как на территории РФ, так и за рубежом (если использовался для оценки международный стандарт).
Сертификация услуг общественного питания проходит по следующему законодательно утвержденному алгоритму:
1. Предприниматель обращается в центр сертификации (ЦС), например, в ТР ТС ИНФО, с заявлением. В рамках первичных консультаций проходит согласование порядка и условий дальнейшей работы.
2. Клиент передает специалистам комплект необходимой документации: регистрационных и уставных документов, документов на производственные помещения, оборудование, сырье, а также подтверждающих квалификацию работников и т.д.
3. Экспертами проводится проверка документации и анализ качества услуг.
4. При положительном результате оценки клиент получает зарегистрированный во внутреннем реестре СДС сертификат.
Добровольная сертификация в сфере общепита дает предприятиям конкурентные преимущества на рынке. Она помогает укрепить имидж компании в глазах клиентов и деловых партнеров, привлечь посетителей, победить в конкурсах и тендерах.